Направления образовательной политики
2.1.1.1. Переход от образовательных монопрограмм к кросс-программам, предусматривающим:
- сквозное проектное обучение студенческих команд для всех форм и технологий обучения, в том числе распределенную практику в течение всего периода обучения;
- оптимальное сочетание базовой профессиональной подготовки и усиленной профильной IT и языковой подготовки;
- формирование цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе студентов IT-специальностей, а также студентов непрофильных для IT направлений;
- модульный принцип обучения с возможностью реализовывать гибкие образовательные траектории.
2.1.1.2. Реализация программы «Стартап как диплом» с возможностью защиты результатов проекта студенческой командой и увеличением доли ВКР, реализуемых как итог сквозной проектной деятельности студентов, с подтвержденной внешними экспертами актуальностью – с 44,5 % в 2020 году до 55 % в 2025 году путем:
- интеграции образовательного процесса с научно-инновационной деятельностью и обеспечения поддержки коммерциализации студенческих инновационных проектов, в том числе защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД) (см. направления 2.2.6, 2.2.7, 2.2.10, 2.2.12);
- разработки требований к проекту в формате «Стартап как диплом»;
- увеличения часов на дипломное проектирование и их включения в проектную деятельность для усиления подготовки стартапов в течение срока освоения образовательной программы;
- создания цифровой платформы управления практиками и проектной деятельностью обучающихся (см. направление 2.1.2, мероприятие 2.1.2.10).
2.1.1.3. Разработка и актуализация электронных методических материалов для проектных команд с привлечением практиков в области проектного управления.
2.1.1.4. Совершенствование механизмов привлечения, мотивации и обучения наставников студенческих проектов, в том числе из числа практиков реального сектора экономики.
2.1.1.5. Реализация дуальной подготовки (проектного обучения) на базе центров профессиональной проектной и практической деятельности и научной инфраструктуры университета, а также на площадках индустриальных партнеров через распространение сквозной проектной деятельности и распределенных практик на все образовательные программы высшего образования ТГУ.
2.1.1.6. Обучение студентов стратегиям коммерциализации и способам защиты РИД; внедрение соответствующего учебного модуля в качестве обязательного в образовательные программы бакалавриата, специалитета и магистратуры всех форм и направлений подготовки (см. направление 2.2.7);
2.1.1.7. Актуализация учебно-методического обеспечения дисциплин фундаментального и профессионального блоков под задачи проектов, реализуемых на базе центров профессиональной проектной и практической деятельности, научной инфраструктуры университета, а также на площадках индустриальных партнеров.
2.1.1.8. Разработка и внедрение механизмов формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) на основе цифровых сервисов персонального консультирования, включая выбор проекта и роли в нем, места практик, дисциплин, порядка их изучения, а также поддержку академической мобильности.
2.1.1.9. Обеспечение максимальной унификации учебных планов бакалавриата, магистратуры и специалитета для упрощения перехода между образовательными программами без увеличения срока обучения: реализация образовательных программ в рамках модели «2 + 2 + 2», с обеспечением возможности выбора обучающимся специализации (профилизации) в процессе обучения не менее двух раз – на втором курсе обучения и после окончания бакалавриата.
2.1.1.10. Модернизация учебно-лабораторной базы университета (в том числе в соответствии с требованиями профессионально-общественной аккредитации и работодателей), расширение практики использования уже имеющейся в вузе материально-технической базы в образовательном процессе, в том числе закупленной и созданной в процессе реализации НИОКР, включая мегагранты.
2.1.2.1. Совершенствование стандартов качества конструктивных элементов курсов и образовательных программ на основе:
- учебной аналитики, включая анализ цифровых следов и обратной связи от обучающихся;
- актуального педагогического дизайна для обеспечения эффективных, рациональных и комфортных способов и методов обучения;
- современных технологий адаптивного обучения, управления вовлеченностью и оценки результатов обучения.
2.1.2.2. Масштабирование на все образовательные программы используемых в ТГУ технологий и инструментов онлайн-обучения:
- электронных учебников и аудиолекций для передачи теоретического материала;
- виртуальных лабораторий, специализированного программного обеспечения и удаленного доступа через виртуальные рабочие столы (VDI) для реализации лабораторных и практических работ;
- вебинаров, онлайн-форумов и мессенджеров для обеспечения контактной работы.
2.1.2.3. Расширение спектра современных цифровых технологий:
- для передачи теоретического материала (интерактивные электронные учебники, лонгриды, видеолекции и др.);
- реализации лабораторных и практических работ (удаленный доступ к реальному оборудованию, тренажеры, симуляторы и др.);
- обеспечения проектной работы (совместная работа в едином виртуальном пространстве (текст / доска / среда разработки), система управления распределенной проектной деятельностью, групповые чаты, виртуальные (в том числе 3D) миры для моделирования учебных игровых ситуаций и др.);
- сопровождения учебного процесса (чат-боты, персональные цифровые ассистенты и др.)
2.1.2.4. Развитие системы разделения труда и технологии для производства электронных учебных материалов с участием, с одной стороны, специалистов-практиков, а с другой – группы «упаковки» контента (продюсер курсов, педагоги-дизайнеры, редакторы, корректоры, веб-дизайнеры, видео- и аудиорежиссеры, видеооператоры и профессиональные дикторы, контент-редакторы и др.).
2.1.2.5. Внедрение (в том числе на основе системы и технологий по п. 2.1.2.4) практики привлечения лучших специалистов – носителей опыта и компетенций реальной профессиональной деятельности, научно-педагогических работников ведущих российских и международных научных и образовательных организаций:
- к разработке электронных учебных материалов;
- реализации образовательного процесса.
2.1.2.6. Использование по ряду образовательных программ дистанционных онлайн-курсов, в том числе реализуемых в рамках сетевого взаимодействия с членами создаваемых ТГУ консорциумов, а также с зарубежными университетами, входящими в топ-500 глобальных институциональных рейтингов ARWU, QS WUR или THE WUR и/или топ-200 предметных ARWU, QS WUR или THE WUR.
2.1.2.7. Анализ данных о студентах/слушателях, учебном поведении и контекстах обучения для построения рекомендательных систем и персонализированного адаптивного учебного процесса. Обеспечение организаторов учебного процесса всех уровней дашбордами для оперативной аналитики и применения корректирующих воздействий.
2.1.2.8. Модернизация цифровой инфраструктуры онлайн-обучения и создание экосистемы цифровых образовательных сервисов, включая:
- личные кабинеты обучающихся и преподавателей;
- систему управления обучением (LMS) с функцией фиксации цифрового следа и цифровой тени в хранилище учебных записей (LRS) и выявлением персональных особенностей цифрового поведения (цифрового почерка);
- сервис видео-конференц-связи для проведения вебинаров, защиты курсовых и выпускных квалификационных работ;
- сервис антиплагиата для проверки обучающимися выполненных учебных заданий (в том числе программного кода), а разработчиками – учебных материалов;
- сервис прокторинга для подтверждения личности обучающегося при проведении контрольных мероприятий;
- базовые сервисы облачных платформ;
- автоматизированный контроль для постоянной оценки вовлеченности студентов и слушателей в учебный процесс;
- автоматизированную проверку индивидуальных заданий.
2.1.2.9. Развитие цифровых компетенций всех участников учебного процесса:
- владение базовыми технологиями подготовки и преобразования информации в цифровом виде;
- владение методами и технологиями постановки задач в прикладном анализе данных;
- владение технологиями распределенной цифровой коммуникации и распределенной проектной работы.
2.1.2.10. Создание цифровой платформы управления практиками и проектной деятельностью обучающихся с возможностью формирования смешанных команд из различных направлений подготовки, форм и технологий обучения, включая межвузовские.
2.1.2.11. Развитие материально-технической базы и программного обеспечения онлайн-обучения для опережающего обеспечения соответствия растущему контингенту обучающихся и повышению уровня сложности решаемых задач, в том числе:
- развитие собственной IT-инфраструктуры;
- интеграция с внешними ресурсами (дата-центры для хранения информации и специализированные платформы для организации вебинаров).
2.1.2.12. Совместное с членами консорциума «Цифровые университеты» выявление и трансфер лучших практик организации и реализации онлайн-обучения через их оформление в виде цифровых продуктов, разработку стандартов и методических рекомендаций применения.
Мероприятия по направлению
2.1.3.1. Разработка механизма обеспечения максимальной инвариантности программ высшего образования и программ ДО/ДПО, включая:
- унификацию контентов, используемых в курсах ДО/ДПО и программах высшего образования, близких по дидактическому содержанию;
- включение в программы ВО популярных учебных курсов ДО/ДПО, способных повысить актуальность программ и улучшить образовательные результаты (в том числе в качестве факультативов и курсов по выбору);
- механизм оперативной замены либо исключения из программ ВО учебных курсов, которые теряют востребованность в ДО/ДПО.
2.1.3.2. Ускорение процесса разработки/актуализации и вывода на рынок актуальных программ ДО/ДПО за счет:
- реализации программ с применением онлайн-технологий;
- создания гибкого стандарта онлайн-курса ДО/ДПО, позволяющего оперативно проводить разработку/актуализацию курса в быстро меняющихся условиях;
- разработки механизма рекрутинга уникальных носителей практического опыта и знаний и разработки технологии ускоренного «снятия» с них учебного содержания (см. мероприятия 2.1.2.4 и 2.1.2.5).
2.1.3.3. Реализация модели непрерывного профессионального образования, позволяющей выстраивать обучающимся гибкие модульные персональные образовательные траектории:
- разработка и внедрение в программы дополнительного (профессионального) образования принципов модульности, гибкости, конвергентности с использованием гибридных технологий, проектной, командной работы;
- разработка и внедрение автоматизированной системы оценочных материалов для диагностики уровня владения профессиональными компетенциями и формирования персональной образовательной программы, в том числе из разработанных модулей.
2.1.3.4. Развитие маркетинговых технологий в ДО/ДПО с быстрым откликом на потребности рынка:
- цифровая трансформация процесса привлечения слушателей, в том числе ведение слушателей в ERP-системе и интеграция личного кабинета слушателя с CRM-системой;
- мониторинг спроса на образовательные программы, в том числе на основе прикладного анализа данных, позволяющий упредить запросы слушателей и корпоративных клиентов;
- анализ государственных и региональных программ по профессиональной переподготовке / повышению квалификации кадров для различных профессий и социальных групп за счет бюджетов различного уровня;
- мониторинг законодательных инициатив, вводящих требования к профессиональной переподготовке / повышению квалификации по отдельным должностям и видам деятельности.
2.1.3.5. Реализация функции корпоративного учебного центра для предприятий и организаций, а также разработка и продвижение совместных образовательных программ/продуктов с технологическими лидерами, в том числе:
Мероприятия по направлению
2.1.4.1. Цифровая трансформация процесса привлечения абитуриентов (развитие), в том числе:
- внедрение методик сбора цифрового следа абитуриентов и анализа профилей в социальных сетях;
- выявление на основе данных информационного потребления и гипотез о предпочтениях наиболее мотивированных абитуриентов, соответствующих целевому профилю в модели научно-инновационного предпринимательского университета;
- внедрение системы таргетной профориентационной и консультационной работы на основе диагностики психологических профилей и предпочтений в социальных сетях с применением чат-ботов;
- развитие цифровой экосистемы для абитуриентов, в том числе интеграция личного кабинета абитуриента с CRM-системой, авторизация через соцсети, размещение видео- и виртуальных экскурсий по университету, проведение онлайн-олимпиад, конкурсов, подготовительных курсов.
2.1.4.2. Позиционирование ТГУ как регионального центра федеральных молодежных проектов, в том числе:
- развитие регионального ресурсного центра Самарской области «Школьная лига РОСНАНО», действующего на базе ТГУ;
- увеличение количества мероприятий, организуемых ТГУ в качестве регионального координационного центра федеральной программы «Работай в России!»;
- участие в федеральном проекте ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов «Билет в будущее»;
- курирование школьных проектов в рамках сотрудничества с детским технопарком «Кванториум-63» по направлениям дополненной и виртуальной реальности, информационных технологий, робототехники и др.;
- включение ТГУ в число площадок проведения заключительного этапа олимпиады НТИ;
- увеличение охвата числа школьников в рамках многопрофильной инженерной олимпиады «Звезда»;
- участие в проектах образовательного центра «Сириус» и др.
2.1.4.3. Вовлечение школьников в сквозную проектную деятельность, в том числе с привлечением студентов к руководству проектами:
Мероприятия по направлению
2.1.5.1. Развитие модели целевого обучения и разработка цифровых сервисов для работодателей, студентов и B2G-интеграции, в том числе:
- создание доступного работодателям цифрового сервиса формирования и верификации электронного портфолио студента, интегрированного со всеми видами деятельности обучающихся в университете, а также с ведущими рекрутинговыми платформами;
- использование возможностей федеральных проектов, в том числе платформы «Профстажировки 2.0», олимпиады «Я – профессионал», с автоматическим размещением результатов в портфолио, предоставление потенциальным работодателям рекомендаций по победителям и участникам;
- интеграция с системами анализа и мониторинга востребованности кадров, данных о кадрах и их компетенциях, реализуемых на профильных платформах, в том числе разрабатываемых в рамках мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
2.1.5.2. Обеспечение подготовки выпускников ТГУ к внешней профессиональной сертификации, в том числе за рубежом:
- гармонизация программ высшего образования ТГУ с международными профессиональными стандартами;
- увеличение количества образовательных программ ТГУ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в признанных национальных и международных аккредитационных агентствах, дающих право выпускникам на международную профессиональную сертификацию (например, АИОР);
- языковая подготовки выпускников на уровне профессиональных коммуникаций;
- создание регионального центра сертификации профессиональных инженеров.
Мероприятия по направлению
2.1.6.1. Продвижение ТГУ за рубежом, в том числе:
- средствами интернет-маркетинга;
- через систему представительств, представителей и центров абитуриентов;
- участие, включая онлайн-формат, в международных ярмарках образовательных программ в странах, рассматриваемых в качестве целевых рынков иностранных абитуриентов;
- расширение спектра информационно-рекламных ресурсов и презентационных материалов об образовательных услугах и продуктах ТГУ с переводом на иностранные языки.
2.1.6.2. Разработка и реализация образовательных программ на английском языке, в том числе в сетевом формате с зарубежными вузами.
2.1.6.3. Создание двуязычной (на русском и английском), а в перспективе мультиязычной системы сопровождения обучающихся – от привлечения до выпуска.
2.1.6.4. Привлечение в магистратуру/аспирантуру очной формы обучения выпускников бакалавриата/специалитета из числа иностранных граждан, в том числе обучавшихся в ТГУ в системе дистанционного онлайн-обучения «Росдистант».