Ожидаемые эффекты от реализации молодёжной политики

Влияние на развитие университета

Кратное расширение возможностей для самореализации молодежи, вовлечение в активности по направлениям молодежной политики и воспитательной работы обучающихся всех форм обучения, независимо от применяемых образовательных технологий.

Создание социокультурной инфраструктуры равных возможностей, основанной на внедрении цифровых сервисов сопровождения молодежной политики университета. Увеличение к 2030 году молодежных активностей, доступных обучающимся в онлайн-формате, до 95 %.

Повышение вовлеченности студентов, обучающихся онлайн в рамках проекта «Росдистант», в студенческую жизнь и увеличение уровня их доводимости до выпуска (доли успешно закончивших вуз от общего количества поступивших) до уровня доводимости студентов, обучающихся в традиционном очном формате, ±5 % (от уровня «на 9,3 % меньше по сравнению со студентами-очниками, принятыми в 2015 году» при доводимости очников 67,0 % и доводимости студентов Росдистанта 57,7 %).

Поддержка талантливых студентов, перспективных молодежных проектов/объединений/команд для представления университета на городском, региональном, федеральном, международном уровне и увеличение количества призовых мест федерального/международного уровня в 1,5 раза к 2024 году, в 3 раза – к 2030 году.

Всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, воспитание в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда, в том числе увеличение к 2030 году в 3 раза количества социально значимых мероприятий, направленных на воспитание гражданской идентичности, уважение к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, культурным традициям Российской Федерации.

Использование целевого капитала вуза и привлеченных за счет фандрайзинга средств/ресурсов в качестве существенного дополнительного источника финансирования актуальных для университета направлений деятельности и проектов (научных, образовательных, социальных, культурных и т. д.). Увеличение объемов целевого капитала с 15 млн рублей в 2020 году до 100 млн рублей к 2024 году, 140 млн рублей к 2030 году; привлеченных средств/ресурсов – с 7,2 млн рублей в год в 2020 году до 25 млн рублей – в 2024 году, 55 млн рублей – в 2030 году.

Самарская область относится к приграничным геостратегическим территориям [1]. Она уникальна наличием двуядерной Самарско-Тольяттинской агломерации (СТА). Для обеспечения устойчивости развития агломерации и благоприятной социально-экономической ситуации в регионе необходима социальная стабильность, существенным вкладом в которую является ответственная молодежная политика, в том числе реализуемая ТГУ как опорным университетом региона.

Основные ожидаемые эффекты от реализации молодежной политики ТГУ в части влияния на достижение национальных целей Российской Федерации и развитие субъекта связаны:

  • во-первых, с ключевым влиянием ТГУ на устойчивость развития второго центра Самарско-Тольяттинской агломерации и агломерации в целом, на агломерационные процессы и связность территории, в том числе через воспитание социально ответственной молодежи [2–3];
  • во-вторых, с формированием полноценной воспитательной среды в цифровом формате, обеспечивающей социализацию студентов, обучающихся временно или постоянно в удаленном формате [2].

Второй основной эффект может стать лучшей практикой для тиражирования в системе высшего образования в рамках влияния на целевой показатель «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» национальной цели «Цифровая трансформация» [2] и цели государственной молодежной политики Российской Федерации «Обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи» [4].

В рамках достижения национальных целей [2] молодежная политика университета оказывает положительное влияние на следующие целевые показатели:

  • «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» – за счет мероприятия 2.3.1.1, а также направления 2.3.2;
  • «Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» – за счет реализации мероприятий направления 2.3.4;
  • «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 97 %» – за счет реализации мероприятий направления 2.3.2;
  • «Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 %» – за счет мероприятия 2.3.4.4.

В рамках достижения целей национального проекта «Образование" [5] молодежная политика университета оказывает положительное влияние на целевой показатель: 

  • «Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, млн человек нарастающим итогом» – за счет мероприятия 2.3.4.2.

Реализация мероприятий молодежной политики университета оказывает влияние на достижение целей государственной молодежной политики [4]:

  • «Обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, психического, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи» – за счет реализации мероприятий направления 2.3.2;
  • «Создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества» – за счет мероприятия 2.3.1.1;
  • «Повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде» – за счет мероприятия 2.3.4.4;
  • «Формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальный явлениям» – за счет реализации мероприятий направления 2.3.4.

Реализация мероприятий молодежной политики направлена на достижение цели федеральной повестки в благотворительной деятельности [6]:

  • «Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала» – за счет реализации мероприятий направления 2.3.3.

В рамках социально-экономического развития Самарского региона [3] молодежная политика оказывает влияние на реализацию следующих приоритетных направлений:

  • «Организация и проведение социально значимых мероприятий; разработка, реализация и поддержка всероссийских и международных фестивалей, конкурсов, программ, способствующих росту престижа культуры в Самарской области» – за счет мероприятия 2.3.4.4;
  • Внедрение и широкое распространение современных инновационных форматов и технологий демонстрации культурных проектов для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания (путем создания виртуальных концертных залов, модельных библиотек с доступом к цифровым ресурсам, проведения онлайн-трансляций знаковых мероприятий и создания виртуальных выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в режиме дополненной реальности)» – за счет реализации мероприятий направления 2.3.2.
  • «Повышение уровня вовлеченности жителей Самарской области в добровольческую, благотворительную и иную полезную деятельность, увеличение объемов денежных пожертвований частных лиц и компаний» – за счет мероприятия 2.3.4.4, а также направления 2.3.3;
  • «Расширение практики формирования фондов целевого капитала при организациях социальной сферы» – за счет развития фонда целевого капитала университета.

Официальные документы

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2019. – № 7, Ч. II. – Ст. 702.

2. О национальных целях развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. – 2020. – 22 июля.

3. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. № 441 (в ред. постановления Правительства Самарской области от 17 сентября 2019 г. № 643) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/450278243 (дата обращения: 13.07.2021).

4. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ // Рос. газ. – 2021. – 11 января.

5. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 282-ФЗ // Рос. газ. – 2020. – 6 августа.

Разделы

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019