Правовое управление ТГУ

Начальник правового управления (юридический отдел, отдел интеллектуальной собственности): Дроздова Мария Валерьевна
Контактная информация:
ауд. Г-238
тел.: 54-64-35
Email: M.Drozdova_pravo@tltsu.ru

§ Основными задачами Управления являются:

  • обеспечение соблюдения законности в текущей деятельности Университета и защита его прав и интересов;

  • обеспечение защиты исключительных прав Университета на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в результате его научной и образовательной деятельности;

  • регистрация, учет и защита объектов интеллектуальной собственности.

§ Основные функции Управления:

  • представление интересов Университета в правоохранительных и судебных органах, органах государственной и муниципальной власти, иных организациях и учреждениях, при проведении внешних и внутренних проверок Университета;

  • участие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность Университета;

  • принятие мер по изменению или отмене правовых актов, изданных в Университете с нарушением действующего законодательства, приведению их в соответствие с законодательством;

  • анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных дел, жалоб и заявлений в судебных, государственных, правоохранительных органах, федеральной антимонопольной службе;

  • подготовка юридических заключений по спорным вопросам трудовой и образовательной деятельности Университета;

  • обеспечение методического руководства правовой работой в Университете, разъясне­ние действующего законодательства и порядка его применения, оказание правовой помощи структурным подразделениям в претензионной работе, подготовка и передача необходимых ма­териалов в судебные и правоохранительные органы;

  • подготовка и заключение коллективного договора между работодателем и работниками Университета;

  • проведение служебных расследований;

  • организация заседаний комиссии по оценке наличия заинтересованности в планируемых к заключению сделках.


Специалисты юридического отдела (ауд. Г-305, тел. 53-92-40, 53-93-80):

Тихонова Мария Владимировна, Ганускус Анастасия Порфирьевна, Путова Елена Николаевна, Елисеева Варвара Викторовна, Бирюкова Елена Владимировна ведущие юрисконсульты

§ Основные задачи и функции юридического отдела

Правовая защита интересов Университета

  • оказание правовой помощи структурным подразделениям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов;

  • разъяснение действующего законодательства и норм локальных правовых актов Университета и порядку их применения в различных областях деятельности Университета;

  • разработка и осуществление мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества Университета;

  • подготовка юридических заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности Университета;

  • участие в подготовке и заключении коллективного договора, подготовка необходимых дополнений и изменений в коллективный договор, регистрация в органах труда и занятости, контроль соблюдения сторонами условий заключенного коллективного договора;

  • правовое сопровождение всех областей деятельности Университета, в том числе в области трудовых правоотношений, организации торгов, жилищного законодательства;

  • участие в работе комиссии по трудовым спорам, жилищно-бытовой комиссии, комиссии по взысканию дебиторской задолженности, согласительной комиссии по разработке коллективного договора, других постоянно действующих комиссий, как в качестве представителя администрации по поручению ректора, так и для юридического сопровождения;

  • внесение необходимых изменений и дополнений в Устав Университета;

  • работа по обобщению и анализу результатов рассмотрения претензий, судебных дел, а также практики заключения и исполнения договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности Университета;

  • представление интересов Университета в судах, правоохранительных, иных государственных органах по всем вопросам деятельности Университета на основании доверенности;

  • представление интересов Университета во всех организациях и учреждениях по всем вопросам деятельности Университета на основании доверенности;

  • подготовка заявлений, заключений, ответов на запросы и представления правоохранительных, судебных, иных государственных органов;

  • подготовка и направление запросов в государственные, муниципальные и другие организации и учреждения по правовым вопросам;

  • ответы на запросы/письма/обращения вышестоящих органов, правоохранительных органов, проверяющих органов, представление интересов при проведении проверок указанными органами и организациями, принятие мер по устранению выявленных нарушений.

Консультирование работников Университета по правовым вопросам

  • консультирование работников Университета по вопросам действующего законодательства;

  • разъяснение сотрудникам Университета порядка применения норм действующего законодательства в работе.

Методическое руководство правовой работой в Университете

  • участие в разработке локальных нормативных актов и иных документов правового характера Университета;

  • обеспечение соответствия локальных нормативных актов действующему законодательству с учетом изменений законодательства и отсутствия взаимных несоответствий между отдельными локальными нормативными актами;

  • осуществление правовой экспертизы проектов локальных нормативных актов, приказов, инструкций, положений и других актов правового характера, подготавливаемых в Университете.

Работа с договорами

  • разработка проектов типовых договоров, дополнительных соглашений и протоколов разногласий к договорам, применяемых в деятельности Университета, в целях соответствия их законодательству и защиты интересов Университета;

  • осуществление юридической экспертизы проектов договоров, государственных контрактов, предлагаемых к подписанию;

  • проверка договоров на фазе согласования с точки зрения антикоррупционного законодательства;

  • регистрация договоров, государственных контрактов, ведение журнала учета договоров, проведение процедуры согласования и подписания договоров, подписание у контрагентов и хранение;

  • ведение претензионной работы;

  • соблюдение досудебного порядка урегулирования споров;

  • регистрация договоров гражданско-правового характера.

Работа по взысканию задолженности за обучение

  • подготовка претензий с обоснованием суммы задолженности и правовым обоснованием ее     возникновения;

  • обзвон должников с целью разъяснения необходимости погасить образовавшуюся задолженности и не допускать ее образования в дальнейшем;

  • подготовка соглашений о рассрочке оплаты задолженности и пени;

  • ответ на заявления должников с разъяснением оснований и размера долга;

  • подготовка исковых заявлений с пакетом подтверждающих документов для обращения в суд;

  • участие в судебных заседаниях;

  • подготовка дополнений к иску, отзыва на возражения;

  • подготовка апелляционных, кассационных жалоб, отзывов на апелляционные, кассационные жалобы;

  • направление исполнительного листа в подразделение судебных приставов для возбуждения исполнительного производства;

  • сопровождение исполнительного производства по принудительному взысканию;

  • контроль работы судебных приставов, еженедельное посещение судебных приставов в целях осуществления контроля за их действиями по взысканию;

  • подготовка и направление заявлений, жалоб на действие/бездействие судебных приставов;

  • осуществление выездов с приставами по должникам;

  • направление представлений/требований должникам, работодателям должников, в банки;

  • контроль перечисления денег на счет ТГУ с депозита приставов.

Специалисты отдела интеллектуальной собственности  (ауд. Г-210, тел. 53-91-25):

Гусева Ольга Ивановна - инженер по патентной и изобретательской работе 

Бажина Юлия Сергеевна – юрисконсульт


§ Отдел интеллектуальной собственности решает следующие задачи:

  • гражданско-правовая и административная защита прав, законных интересов Университета, его работников-авторов в области интеллектуальной собственности, включая защиту от недобросовестной конкуренции, предотвращение неправомерного получения прав на объекты интеллектуальной собственности Университета третьими лицами;

  • разработка проектов локальных нормативных актов в рамках деятельности по учету и защите объектов интеллектуальной собственности;

  • формирование баз данных объектов интеллектуальной собственности;

  • регистрация и учет объектов интеллектуальной собственности;

  • осуществление защиты объектов интеллектуальной собственности;

  • создаваемых в результате его научно-инновационной и образовательной деятельности;

  • комплектование профессионального персонала и современного материально-

  • технического оснащения подразделения.

§ Основные функции отдела:

оказание работникам Университета консультативной помощи:

  • по подготовке авторами заявочных материалов на объекты интеллектуальной собственности для их подачи и отправки в Федеральный институт промышленной собственности (далее – ФИПС): правильность заполнения и комплектации заявочных материалов, оплаты пошлин;

  • по подготовке документов на оплату пошлин и контроль их оплаты;

  • по оформлению прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • по проведению ими самостоятельного патентного поиска;

  • по подготовке отчета о патентных исследованиях;

  • по заполнению и учету форм направления сведений в Единой системе учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее – ЕГИСУ);

  • по подготовке лицензионных соглашений, организация и контроль их согласования;

  • по правам работников-авторов на вознаграждение за использование объектов интеллектуальной собственности, созданных ими в связи выполнением трудовых обязанностей или в рамках конкретного задания или научно-исследовательской работы;

  • по реализации принадлежащих им имущественных и личных неимущественных авторских прав и льгот, предусмотренных действующим законодательством и локальными нормативными актами Университета.

осуществление оперативного и своевременного информирования авторов и изобретателей:

  • о необходимости своевременной оплаты пошлин по заявкам на ОИС, переписка по которым ведётся через отдел, в том числе годовых пошлин;

  • по поступившим из ФИПСа письмам, запросам, извещениям по заявочным материалам, и соблюдении сроков ответов на запросы;

  • об окончании сроков действия прав на объекты интеллектуальной собственности.

  • организация и осуществление документооборота по учету объектов интеллектуальной собственности:

  • формирование библиотеки с подборками нормативно-методической литературы по зарубежному, российскому, университетскому законотворчеству на объекты интеллектуальной собственности;

  • ведение документооборота по заявочным материалам (с учетом условий договора на выполнение научно-исследовательских работ, если заявка подготовлена в рамках выполнения указанного договора);

  • ведение документооборота по заявкам: регистрация в журналах, заведение папки «Дело» по каждой заявке, отправленной в ФИПС;

  • оформление ежегодного перечня полученных патентов за год;

  • ведение общего перечня поданных заявок и полученных патентов Университета;

  • ведение электронного списка поданных заявок от имени ТГУ.

  • отслеживание сроков действия патентов, возможности восстановления их действия;

  • выявление неучтенных патентов;

  • подготовка реестра ОИС за отчетный год и передача его в Технопарк ТГУ;

  • осуществление модерирования разделов в модуле «Личный кабинет научно-педагогического работника» корпоративного портала «Битрикс24» по разделу «Объект интеллектуальной собственности»;

  • формирование пакета документов на исключительные права на ОИС, планируемые     для практического применения в создаваемом хозяйственном обществе или малом инновационном предприятии.

регистрация ОИС в Единой системе учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения:

организационно-бухгалтерское сопровождение деятельности по учету объектов интеллектуальной собственности:

  • ведение реестра объектов интеллектуальной собственности, поставленных на баланс ТГУ;

  • организация постановки на бухгалтерский учет результатов интеллектуальной собственности;

  • подготовка локальных нормативных актов по организации заседаний комиссии по оценке и постановке ОИС на баланс;

  • подготовка плановой сметы затрат на обеспечение деятельности Университета в области интеллектуальной собственности.

организация деятельности по охране объектов интеллектуальной собственности:

  • подготовка отчетной информации по ОИС, в т.ч. информационные материалы для составления годового отчета о научно-инновационной деятельности университета;

  • актуализация информации, размещенной на сайте ТГУ, регламентирующей деятельность подразделения и по имеющимся ОИС;

  • заключение лицензионных соглашений и договоров на уступку прав;

  • консультирование при разработке учредительных документов новых МИП, создаваемых для реализации интеллектуальной собственности Университета, и иных договоров, связанных с интеллектуальной собственностью Университета;

  • осуществление контроля по выполнению условий действующих локальных нормативных актов в области интеллектуальной деятельности;

  • согласование договоров Университета в части регламентации правоотношений в области интеллектуальной собственности;

  • проведение анализа состояния деятельности в области интеллектуальной собственности Университета и его подразделений, подготовка предложений по ее совершенствованию.