Грибенко Станислав Михайлович (1919-2005)
Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Кандидат технических наук. Профессор
Родился 14 мая 1919 года в г. Харькове.
1941–1945 – участие в Великой Отечественной войне.
1945–1950 – обучение в Московском автомобильно-дорожном институте (МАДИ).
1950–1956 – работа на строительстве Куйбышевской (ныне Жигулёвской) ГЭС. Будучи молодым специалистом, предложил модуль автобусных поездов (автобус-тягач и автобус-прицеп). Выдерживание следа движения прицепом (особенно на поворотах) обеспечивалось специально разработанной трапецией переднего моста прицепа. Старожилы Ставрополя помнят, как в 1950-60-х гг. осуществлялись массовые перевозки пассажиров такими автобусными поездами от площади Свободы до многих строящихся объектов.
1956–1959 – обучение в аспирантуре МАДИ и работа в должности старшего научного сотрудника отдела разработки и испытания техники в НИИ автотранспорта. Разработал и предложил к внедрению в производство принципы выбора кинематических параметров агрегатов трансмиссии международных автобусов (с учетом конкретных условий движения на маршрутах).
1959–1997 – работа в вузах:
- МАДИ (старший преподаватель кафедры эксплуатации автотранспорта);
- Одесский политехнический институт (заведующий кафедрой автомобильного транспорта, декан факультета транспортных и подъемных машин);
- Ставропольский государственный технический университет (заведующий кафедрой технической эксплуатации автомобилей, декан автотранспортного факультета, проректор по заочному и вечернему обучению).
1963 – защита диссертации на степень кандидата технических наук.
1972–1973 – повышение квалификации в Пражском политехническом институте.
1985–1986 – повышение квалификации в Дрезденском техническом институте.
1986–1997 – чтение лекций по направлению Минвуза СССР (в порядке обмена опытом в обла-сти диагностики технических систем) в политехнических вузах Тулы, Красноярска, Иркутска, Новочеркасска, а также в автодорожных институтах Харькова и Киева.
1990 – академик Российской Академии Транспорта.
1997–2005 – работа в ТПИ-ТГУ в должности профессора кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей. Проявил себя как педагог высокой квалификации.
Научная работа учёного относится к области диагностики и экологичности автомобилей.
С.М. Грибенко – один из разработчиков научной отрасли «Диагностика технических систем», «Проектирование АТП».
Под руководством учёного разработаны:
метод тепловой аккумуляции в системе охлаждения автомобильных двигателей (при работе в зимних условиях) за счет использования растворов нейтральных солей, что позволяет на кратковременных стоянках исключать работу двигателей и тем самым сохранять окружающую среду;
альтернативное топливо для карбюраторных двигателей на основе углеводородов, сопутствующих выходу нефти из скважин на нефтепромыслах, которое обеспечило колоссальный экономический эффект;
предложил решения по созданию сети экологических центров в регионе и структуру самих центров. Внедрил диагностику состояния автомобилей на десятке предприятий регионов России. Опубликовал более 300 научных и научно-методических трудов, в том числе 6 книг, из них 3 монографии.
Награды:
- Орден Красной звезды
- Орден Отечественной войны I степени
- Медаль «За оборону Сталинграда»
- Медаль «За оборону Кавказа»
- Почетное звание «Отличник автомобильного транспорта РСФСР»
- «Отличник Высшего образования СССР».
- Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».