Росдистант 2.0.

Университет стремится к лидерству в России по количеству иностранных студентов

Цель стратегического проекта

Выход на международный англоязычный рынок с обеспечением положительного экономического эффекта на основе новой бизнес-модели образовательной деятельности, реализуемой за счет полностью цифровых образовательных продуктов и сервисов, цифровых инструментов доказательной педагогики и современного педагогического дизайна с обеспечением результатов онлайн-образования на уровне не ниже достигаемого при традиционном обучении «он-кампус».

Цель стратегического проекта направлена на обеспечение соответствия ТГУ целевой модели в части его становления как цифрового университета.

В рамках проекта проводится реинжиниринг процессов университета, в результате которого университет по всем своим базовым процессам выходит на уровень цифрового управления, а по образовательному процессу (привлечение и прием, обучение, сопровождение, управление индивидуальными траекториями, практики, проектная деятельность, управление учебным процессом) становится цифровой компанией, находящейся на уровне цифровой необратимости.

Стратегический проект прежде всего направлен на решение следующих стратегических задач:

Задача 7. Обеспечить получение экономической выгоды от цифровизации через полный реинжиниринг и создание новых бизнес-процессов и бизнес-моделей на основе актуальных цифровых технологий.

Задача 9. Создать обеспеченную цифровыми сервисами экосистему равных возможностей самореализации и социализации молодежи вне зависимости от форм и технологий обучения; условия для студентов, обучающихся онлайн, восприятия университета как Alma mater, воспитания гражданственности, уважения к общечеловеческим ценностям и культурным традициям Российской Федерации.

 

Также реализация проекта вносит свой вклад в решение следующих стратегических задач:

Задача 3. Обеспечить дальнейшее развитие образовательной модели на основе встроенной в образовательный процесс реальной проектной/практической деятельности студентов, обеспеченной цифровыми сервисами поддержки и коммуникаций; смену образовательной парадигмы/приоритетов в смысловых парах: soft skills – hard skills, «ИОТ – потоки», «знания – опыт», «лекция – электронный контент» и т. д.

  • В проекте разрабатывается экосистема цифровых сервисов под развивающуюся образовательную модель.

Задача 6. Научиться снимать кадровые и финансовые ресурсные ограничения.

  • Проект обеспечивает университет ресурсами для развития.

Задача 8. Создать необходимые условия привлекательности университета для студентов, ученых, преподавателей и сотрудников, запустить функцию «демографического насоса» качественного населения в город и регион.

  • Создаются привлекательные условия для работы в цифровом университете, обеспечивающие положительный трафик компетенций в проект.

 

Задачи стратегического проекта

1. Трансформировать ключевые процессы университета и создать экосистему качественных цифровых сервисов приема, обучения и сопровождения для абитуриентов, студентов и преподавателей (в том числе на английском языке).

2. Сформировать консорциум образовательных, научных и EdTech-партнеров, совместными усилиями разработать единый стандарт интеграции цифровых образовательных сервисов.

3. Создать центр компетенций в современном педагогическом дизайне, развить стандарт образовательного контента, создать систему эффективного адаптивного обучения на основе анализа цифровых следов и образовательных поведений.

4. Добиться постоянного положительного притока компетенций в проект через создание привлекательных условий труда и системы защиты интеллектуальной собственности.

5. Выйти на международный рынок онлайн-обучения и создать условия для устойчивого развития проекта.

Ожидаемые результаты стратегического проекта

Основные ключевые результаты от реализации стратегического проекта «Росдистант 2.0» заключаются в том, что ТГУ займет значимую долю на рынке «скилловых» образовательных программ высшего образования, в первую очередь по IT-направлениям, станет узнаваемым брендом в международном масштабе, а образовательный, научный, социальный опыт студентов, степень вовлеченности и успешности станут неотличимыми от традиционного очного образования.

Среди значимых качественных результатов:

  • становление университета как цифровой компании, вхождение в этап цифровой необратимости по всем бизнес-процессам университета, дальнейшее повышение доходов от высшего образования онлайн как существенного для развития вуза;
  • значимое снижение стоимости и времени внедрения новых цифровых решений и сервисов в образовательную деятельность, а также онлайн-курсов организаций-партнеров на основе разрабатываемых в рамках Консорциума «Цифровые университеты», объединяющего ресурсы образовательных, научных и EdTech-организаций, стандартов интеграции цифровых образовательных сервисов и решений.

Среди запланированных количественных результатов:

  • контингент студентов, обучающихся онлайн, вырастет с текущих 13 258 на конец 2020 года до 19 800 (по максимальному сценарию – до 25 000) на конец 2030 года;
  • доля обучающихся онлайн иностранных студентов составит не менее 25 % от общего контингента студентов, обучающихся онлайн;
  •  доля доходов, получаемых университетом от онлайн-обучения, составит не менее 46 % всех доходов вуза.

Запланирована реализация не менее 22 проектов, в том числе комплексных с реализацией нескольких MVP, c суммарным объемом финансирования более 500 млн рублей (данные на 2021 год):

  •  «Развитие системы „цифрометрии“ и цифрового бенчмаркинга» (развитие матрицы цифровой зрелости до действующего механизма измерения и сравнения вузов между собой);
  • «Создание консорциума и разработка стандартов интеграции цифровых сервисов для вузов»;«Выход на международный (англоязычный) рынок» (создание двуязычных сервисов сопровождения, разработка и закупка электронных контентов на английском языке);
  • «Создание центра компетенций по педагогическому дизайну и анализу учебного поведения»;
  • «Организация рабочего пространства для коллектива Росдистанта»;
  • «Создание центра цифровых компетенций»;
  • «Гибридная ИТ-инфраструктура» (сбалансированное использование собственной и облачных инфраструктур);
  • «Управление качеством сервисов базовой ИТ-инфраструктуры»;
  • «Создание сводного личного кабинета студента»;
  • «Реинжиниринг управления бюджетированием, финансовым планированием, себестоимостью обучения»;
  • «Реинжиниринг системы управления платным обучением»;
  • «Электронный документооборот и ЭЦП в образовательном процессе»;
  • «Реинжиниринг процесса приема»;
  • «Внедрение «продвинутых» технологий организации учебной работы»;
  • «Реинжиниринг системы планирования учебного процесса»;
  • «Реинжиниринг процесса прохождения практик и трудоустройства»;
  • «Реинжиниринг процесса проектного обучения»;
  • «Реинжиниринг процесса сопровождения студентов»;
  • «Реинжиниринг процесса управления индивидуальными траекториями обучения»;
  • «Цифровая трансформация процесса управления дополнительным образованием»;
  • «Цифровая трансформация процесса поддержки сотрудников»;
  • «Разработка серии мобильных приложений ТГУ и Росдистанта».

Стратегический проект реализуется на стыке следующих политик университета:

  • «Образовательная политика» (проект обеспечивает экосистему цифровых сервисов для сквозного проектного обучения, в том числе распределенного; цифровые сервисы управления индивидуальными образовательными траекториями; сервисы формирования распределенной базы практик и организации их прохождения; формирование цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов IT-направлений подготовки; спектр технологий и инструментов онлайн-обучения, цифровых технологий, готовых онлайн-курсов, технологий производства учебных контентов для их масштабирования на все остальные образовательные программы университета; цифровые сервисы формирования портфолио, взаимодействия с работодателями и трудоустройства; совместное с членами Консорциума «Цифровые университеты» выявление лучших практик организации и реализации онлайн-обучения, трансфер лучших практик; реализацию мероприятий по экспорту образования);
  • «Молодежная политика» (проект обеспечивает цифровые сервисы экосистемы равных возможностей для самореализации и социализации молодежи; цифровые сервисы для взаимодействия с выпускниками, включая фандрайзинг);
  • «Система управления университетом» (проект обеспечивает трансформацию системы управления процессами функционирования университета для повышения их эффективности; систему менеджмента качества университета);
  • «Политика в области цифровой трансформации» (проект обеспечивает механизмы оценки уровня цифровой зрелости университета и его бенчмаркинга; инфраструктуру создания и поддержки качественных цифровых сервисов, цифровой трансформации процессов, формирования единой информационной модели университета и обеспечение целостности данных; механизмы приоритизации; разработку единых стандартов IT-инфраструктуры цифровых университетов; создание и поддержку работы консорциума; формирование цифровой культуры в университете; развитие базовой IT-инфраструктуры и обеспечение информационной безопасности).

Также в проекте используются результаты реализации следующих политик:

  • «Политика управления человеческим капиталом» – в части создания комфортных, привлекательных условий труда для работников, включая цифровые сервисы для них, подбора, найма и развития персонала, в том числе дистанционного, а также сбора и анализа цифрового следа сотрудников в различных процессах и построения системы управления на основе автоматически измеряемых показателей деятельности;
  •  «Кампусная и инфраструктурная политика» – в части создания виртуального кампуса ТГУ как инструмента организации в онлайн-формате учебы, работы, науки и внеучебной деятельности;
  • «Финансовая модель университета» – в части ведения отдельного бюджета проекта, финансового планирования и анализа, выстроенной системы ресурсного и правового обеспечения создания и внедрения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и поддержки авторов РИД, а также механизмов привлечения внешних инвестиций для реализации проектов университета;
  • «Политика в области открытых данных» – в части продвижения ТГУ как цифрового университета, привлечения абитуриентов и партнеров для реализации проекта.

Для достижения цели и решения задач стратегического проекта (задачи 2, 3, 5) ТГУ инициирован и создан Консорциум «Цифровые университеты», в который на 30 июля 2021 года вошло 39 организаций, в том числе 28 образовательных учреждений, научный партнер – ассоциация «Университетский консорциум исследователей больших данных», 10 индустриальных партнеров.

Основной продукт консорциума – это принятые профессиональным сообществом отраслевые стандарты интегрируемости цифровых сервисов/решений для обеспечения деятельности вузов в рамках образовательного, научного и инновационного процессов, а также разработка варианта реализации ядра базовой ИТ-инфраструктуры цифрового университета, поддерживающего принятый консорциумом пакет стандартов.

Для стратегического проекта «Росдистант 2.0» это дает следующие возможности:

  • снижение расходов на разработку, внедрение и поддержку экосистемы цифровых сервисов;
  • повышение скорости замены устаревших сервисов и продуктов на более современные и функциональные;
  • заинтересованных партнеров для создания и вывода на рынок онлайн-образования новых цифровых образовательных программ, продуктов и сервисов.

Разделы

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019