Текущий задел и имеющиеся ресурсы
Представлены данные на 2021 год
C 2017 года в ТГУ внедрена новая образовательная модель для обеспечения профессиональной проектной и практической деятельности 100 % студентов всех образовательных программ бакалавриата/специалитета очной формы обучения. Новая модель внедрялась поэтапно с первого курса поступивших в 2017 году. Таким образом, первый выпуск студентов, обучавшихся в рамках новой модели, состоялся в 2021 году.
Контактные часы на проектную деятельность были увеличены за счет замены части лекционных занятий поточными консультациями и электронными образовательными контентами проверенного качества (подтверждение внешней экспертизы и обратная связь от студентов). Разработано и внедрено 192 электронных учебника в очную форму обучения. Все конструктивные элементы электронных учебных курсов, курсовые и выпускные квалификационные работы проходят обязательную проверку в системе «Антиплагиат.Вуз».
Во все образовательные программы включена дисциплина «Проектная деятельность» в объеме 126 часов контактной работы с руководителем проекта (18 часов в семестр с 1 по 7 семестр), а также 40 часов контактной работы с игротехниками для погружения в проектную деятельность в рамках образовательного интенсива StartupWeekTLT в первую неделю обучения первокурсников.
Выстроена система управления и организационная структура для инициирования, сопровождения и экспертизы «семестровых» проектов и их последующей реализации студентами. Центр проектной деятельности студентов ТГУ организует и сопровождает проекты студентов 1 и 2 курсов. Департамент предпринимательства ТГУ сопровождает проекты студентов 3–4 курсов, осуществляет экспертизу и отбор проектов для финансирования изготовления опытных образцов в технопарке ТГУ и поддержку представления проектов инвесторам.
С привлечением сертифицированного специалиста в области проектного управления (сертификат IPMA: CPM Level C) в ТГУ разработан онлайн-курс «Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK Guide 6th Edition». К контенту подключаются студенты, начиная со 2-го курса (6 семестров).
Для реализации профессиональной проектной деятельности в период с 2017 года в ТГУ создано 7 центров, обеспечивающих проектную деятельность студентов 12 кафедр 3 институтов. Произведена закупка оборудования, деталей, компонентов, мебели и программного обеспечения для их оснащения на сумму более 32 млн рублей.
Четыре центра образуют «Высшую инженерную школу»: Центр машиностроения «Формула Студент ТГУ»; Центр робототехники; Центр «IT-Студент»; Центр «Формула Станок». Еще три центра: Центр гуманитарных технологий и медиакоммуникаций – медиахолдинг «Есть talk!»; Центр урбанистики и стратегического развития территорий; Центр медицинской химии.
За период с 2017 по 2021 год реализовано 1 253 проекта, из них 37 кейсов получено от индустриальных партнеров. Также реализовано 59 студенческих инициатив. Работает «Школа кураторов». 39 студентов самостоятельно ведут проекты в роли наставников. 84 выпускные квалификационные работы – итоги проектной деятельности. Проекты ТГУ – победители конкурсов «Моя страна – моя Россия», «Умник», «УниверСити-2020», «Россия-2035» и др. Более 2 млн рублей выделено ТГУ на поддержку проектных команд. Общая сумма привлеченных за 4 года в студенческие проекты внешних инвестиций – более 57 млн рублей. 20 проектов вышло на создание полнофункциональных образцов, 12 проектов – на начало продаж или оказание услуг.
Для поддержки студенческих инициатив проводится студенческий конкурс «Улучшайзинг»: за 3 года при поддержке профкома студентов и аспирантов в конкурсе приняло участие 47 студентов.
Включение сквозной проектной деятельности в процесс обучения привело к увеличению доли ВКР студентов-очников, выполненных по заказу работодателей, с 14 % в 2016 году до 44,5 % в 2020 году. Также в 2020 году магистрантами очной формы обучения выполнено 164 проектно-ориентированных магистерских диссертации по заказу работодателей (50,6 % от общего выпуска магистров-очников), из них 28 магистерских диссертаций выполнено на базе научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры ТГУ. В 2021 году на базе научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры ТГУ выполнена уже 51 магистерская работа.
В 2021 году 563 выпускника ТГУ, обучавшихся по новой модели с первого курса и успешно осваивавших дисциплину «Проектная деятельность» на протяжении не менее чем трех семестров, одними из первых в стране получили приложения к диплому «Компетентностный профиль». Приложение к диплому формируется на основе данных образовательного портала университета. В документе отражены проекты, в которых работал студент; статус – участник или наставник проекта; оценки работы в проектах; перечень soft skills. По утвержденной шкале оценивается уровень сформированности компетенций – начальный, базовый или продвинутый.
Система высшего и дополнительного образования ТГУ в онлайн реализуется под брендом «Росдистант» (зарегистрированный товарный знак ТГУ), который стал локомотивом цифровой трансформации университета.
Проект «Росдистант» разработан в рамках Федеральной инновационной площадки (ФИП) Минобрнауки России «Разработка и апробация модульной системы организации учебного процесса, реализуемой средствами дистанционных технологий в виртуальной информационно-коммуникационной среде» (2012–2017 гг.) и в настоящее время получил развитие в рамках ФИП Минобрнауки России «Цифровая трансформация процессов университета (“Умный университет”)» (2019–2023 гг.).
Проект «Росдистант» получил официальное признание на федеральном уровне – в 2019 году ТГУ стал победителем крупнейшего в России конкурса профессионального управления проектной деятельностью «Проектный Олимп» Аналитического центра при Правительстве РФ в номинации, поддержанной Минобрнауки России, «Управление проектами в системе высшего образования и науки» с проектом «Развитие дистанционного онлайн-обучения – проект «Росдистант».
В рамках проекта «Росдистант» ключевые процессы ТГУ прошли существенную трансформацию. Результатом стало формирование пакета результатов интеллектуальной деятельности (РИД) – технологических схем и описаний процессов, защищенных в режиме коммерческой тайны (ноу-хау). Статус ноу-хау получили 42 регламента бизнес-процессов. Три товарных знака – два логотипа (Росдистант и Rosdistant), а также графический знак – получили свидетельства о регистрации. Ноу-хау, товарные знаки и информационная система прошли внешнюю оценку и поставлены на баланс ТГУ в 2017 году как нематериальные активы (общая стоимость – 118,3 млн рублей). ТГУ приобретены домены rosdistant.ru, rosdistant.com.
С 2016 года в ТГУ внедрена система поощрения разработчиков контента через роялти или единовременные выплаты. В 2016 году выплаты получили 128 человек на общую сумму 1,3 млн рублей, а в 2019 году – 173 человека на общую сумму 12,0 млн рублей. С 2017 года в ТГУ также внедрена система выплаты авторского вознаграждения в форме роялти при использовании и реализации объектов интеллектуальной собственности, в рамках которой команда авторов ноу-хау и товарных знаков «Росдистант» получает авторское вознаграждение, что эффективно стимулирует команду к развитию проекта.
На 01.07.2021 сотрудниками ТГУ разработано 1 489 оригинальных электронных учебных курсов в рамках проекта «Росдистант» трудоемкостью от 2 до 10 зачетных единиц (ЗЕ), что соответствует 2 978 курсам трудоемкостью 2 ЗЕ. 100 курсов Росдистанта включены в перечень рекомендованных Минобрнауки России для изучения студентами всех вузов дистанционно и зарегистрированы на федеральном информационном ресурсе «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (СЦОС), обеспечивающем доступ к онлайн-курсам по принципу одного окна. Еще 100 курсов переданы для регистрации и размещения на платформе СЦОС в июне 2020 года.
С 2014 года сотрудниками ТГУ разработано и размещено на платформах открытого онлайн-образования (Canvas, Tilda, Stepik) 26 курсов МООС. Их высокое качество отмечено на всероссийских и международных конкурсах, в том числе премией Trainings 2019 в номинации «Знак качества. Кадры для цифровой экономики», дипломами победителя в конкурсах EdCrunch Award в 2015, 2016, 2017, 2019 годах в различных номинациях, а также дипломом победителя международного конкурса в категории «Лучшее мероприятие» за проект по созданию веб-приложений виртуальной реальности Web VR-Jam в рамках международной акции ALL DIGITAL Week 2019 (Италия).
В учебный процесс внедрены 372 виртуальные лабораторные работы, закупленные у 8 организаций. Для студентов, обучающихся с применением ДОТ, организованы удаленные виртуальные рабочие столы, обеспечивающие возможность работы с профильным программным обеспечением (1С, КОМПАС, КОНСУЛЬТАНТ и др.).
Обучение в LMS сопровождается снятием цифрового следа студентов в соответствии с международным стандартом xAPI (Experience API, или TinCan API). В Росдистанте учебная активность студентов по освоению учебного материала организована при помощи электронных контентов, созданных в системе разработки iSpring. Каждое действие обучающегося сохраняется в специальном хранилище – LRS (Learning Record Store). Цифровой след, собранный при помощи xAPI, может использоваться для сопровождения обучения студентов, сопоставления данных о вовлеченности в учебный процесс и эффективности приложенных усилий со стороны студента, создания адаптивной образовательной среды и повышения качества обучения.
За счет реализации проекта «Росдистант» контингент студентов ТГУ вырос с 10,7 тыс. студентов в 2014 году до 19,0 тыс. студентов в 2020 году (86 субъектов РФ, включая г. Байконур, 23 страны мира). Бюджет университета соответственно вырос с 966 млн рублей в 2014 году до 1 633 млн рублей в 2020 году.
Реализация проекта «Росдистант» позволила повысить уровень заработной платы ППС с 37 910 руб. в 2014 году (146,2 % от среднерегиональной по Самарской области при плановом значении дорожной карты в 125 %) до 72 221 руб. в 2020 году (225,8 % при плановом значении 200 %).
В 2015 году в ТГУ создан Институт дополнительного образования (ИДО) «Жигулёвская долина» совместно с ГАУ Самарской области «Центр инновационных технологий и кластерных инициатив» (ЦИК СО) – управляющей компанией технопарка «Жигулёвская долина». Институт – структурное подразделение университета – является корпоративным учебным центром для резидентов технопарка. Реализовано обучение по 13 программам 474 человек 31 компании-резидента технопарка. Организовано 9 мероприятий (круглых столов, стратегических сессий) по разным направлениям деятельности. Планирование обучения осуществляется через управляющую компанию ГАУ «ЦИК СО», которая напрямую работает с ИДО.
ИДО ТГУ «Жигулёвская долина» также реализует функции корпоративного учебного центра для ПАО «КуйбышевАзот»: за 2019–2020 гг. обучено 203 работника ПАО «КуйбышевАзот» по 14 программам.
В 2012–2014 гг. ТГУ в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров обучил 105 сотрудников АО «АВТОВАЗ» по 7 программам. В 2017 году в рамках федеральной программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, реализовано 33 программы для работников ПАО «АВТОВАЗ», обучен 1 491 человек.
В 2019 году ИДО вел работу в рамках реализации национальных проектов:
- «Демография», федеральный проект «Старшее поколение» (реализовано 14 программ, обучен 171 человек);
- «Образование», федеральный проект «Новые возможности для каждого» (реализовано 14 программ, обучено 1 368 человек, из них 1 261 научно-педагогический работник и 107 работников организаций-работодателей).
В период с 2011 по 2020 год в рамках обучения педагогов Самарской области на основе именного образовательного чека реализовано 117 программ, обучено более 12 000 человек.
Разработаны и актуализированы 62 образовательные программы подготовки магистров, обеспечивающих инвариантность к программам ДО/ДПО, что составляет 45,16 % от общего количества реализуемых программ. Проведен экспериментальный набор слушателей с применением дистанционных технологий привлечения, приема, обучения и сопровождения на две программы профессиональной подготовки (148 человек).
В ТГУ создана инфраструктура центров развития талантливой молодежи. В 2018–2020 годах более 500 учащихся посетили занятия по направлениям «Электроника и робототехника», «Экспериментальная химия», «Автомобильное проектирование» (Formula Student), «IT-Студент». С 2016 года университет, являясь региональным центром Школьной лиги РОСНАНО (охватывает 30 школ-участников и 43 школы-партнера), проводит «Неделю высоких технологий и технопредпринимательства». Ежегодно в мероприятиях ресурсного центра участвует более 2 тысяч учащихся 7–11 классов. В рамках проекта «Работай в России!» ежегодно около 100 учащихся 10–11 классов посещают ведущие предприятия региона. ТГУ реализует подготовку по 3 компетенциям в рамках проекта «Билет в будущее».
В 2020 году силами медиахолдинга ТГУ совместно с ведущими школами города записаны и размещены на YouTube-канале ТГУ 45 онлайн-уроков по подготовке к ЕГЭ.
В ТГУ создана система взаимодействия с абитуриентами, включая личный кабинет абитуриента, сопровождение поступающих по принципу «воронки продаж», контекстную и контекстно-медийную рекламу, SMM, образовательный и научно-популярный контент. Весь процесс поступления с 2015 года технологизирован и не требует личного присутствия абитуриентов.
Уровень трудоустройства выпускников ТГУ 2019 года очной формы обучения, получивших первое высшее образование, составил 85,8 % (на основе опроса). Доля трудоустройства выпускников в регионе составляет 73 %.
Университетом ведется работа по интеграции в процесс подготовки студентов возможностей федеральных проектов, таких как «Профстажировки 2.0» и «Я – профессионал». В рамках первой волны работы на платформе «Профстажировки 2.0» студентами подана 201 заявка на решение кейсов, 26 (12,9 %) решений получили одобрение работодателей, 4 студента приглашены на стажировку.
35 образовательных программ ТГУ (на июнь 2021 года) прошли профессионально-общественную аккредитацию. В том числе 10 программ прошли аккредитацию в Ассоциации инженерного образования России (АИОР), результаты которой признаются в 32 странах – участниках Вашингтонского соглашения (WA) и Европейской сети по аккредитации в области инженерного образования (ENAEE); 21 – в АНО «Нацаккредцентр» со знаком отличия EXСELLENT QUALITY и признанием соответствия обучения в ТГУ европейским стандартам гарантии качества образования ESG-ENQA, а также требованиям профессиональных стандартов и рынка труда; 4 – в Ассоциации юристов России.
С 2009 года на базе Военного учебного центра (ВУЦ) ТГУ ведется работа по подготовке лейтенантов для службы по контракту по заказу Министерства обороны РФ. В период с 2011 года (с перерывом в 2015–2017 гг.) подготовлено 202 лейтенанта, по состоянию на 31.12.2020 в ВУЦ обучалось 285 человек.
Формат целевой (адресной) подготовки по дополнительной образовательной программе реализуется с АО «АВТОВАЗ». В рамках договора в дополнительные учебные планы обучающихся включены дисциплины общим объемом 370 часов. За период с 2013 года успешно обучено и трудоустроено в АО «АВТОВАЗ» 211 выпускников ТГУ.
В 2019 году заключен договор о целевом обучении студентов (3 чел.) с ООО «Рулевые системы» общим объемом 492 часа.
Договоры о целевом обучении также заключены ТГУ с ГКУ Самарской области «Тольяттинский социальный приют «Дельфин», ПАО «Кузнецов».
Вместе с ростом общего контингента за последние 5 лет выросла доля иностранных студентов – с 2,73 % в 2014 году до 8,24 % в 2020 году (по состоянию на 1 октября отчетного года в приведенном контингенте). Существенно расширилась география обучающихся – с 11 стран в 2014 году до 23 стран в 2020 году.
ТГУ является ежегодным участником образовательных выставок в Казахстане (BILIM ALEMI / EDUCATION WORLD), Киргизии (организатор ОФ Московские классики), Таджикистане («Российское образование. Душанбе-2020»).
В 2020 году совместно с НИТУ «МИСиС» разработан онлайн-курс на русском и английском языках «Цифровые технологии производственных процессов» (Digital technologies in production process) в рамках магистерской программы «Цифровые процессы и системы автоматизированного машиностроения». Онлайн-курс размещен на зарубежной образовательной платформе Udemy: по состоянию на 07.07.2021 на него записано 637 иностранных студентов из 80 стран. Курс также размещен на русском языке на российской платформе Stepik: на ту же дату на него записался 391 человек.