Ожидаемые эффекты от реализации образовательной политики

Влияние на развитие университета

Образовательная политика ТГУ позволит трансформировать ТГУ в научно-инновационный предпринимательский цифровой университет, обеспечивающий генерацию инноваций и подготовку проектных команд, включая технологических и социальных предпринимателей, способных генерировать и внедрять инновации, менять экономику региона, работать в условиях цифровой экономики, обеспечивать переход экономики региона от индустриальной к экономике знаний и впечатлений.

Цифровая трансформация процессов ТГУ позволит реализовать целевую модель университета для обучающихся всех форм и технологий обучения, внедрить сквозное проектное обучение для смешанных студенческих команд с одновременным участием в команде проекта студентов-очников и студентов-заочников, обучающихся в онлайн (доля смешанных команд: 2024 год – 10 %, 2030 год – более 50 %).

Развитие цифровой трансформации онлайн-привлечения и приема абитуриентов, включая автоматизацию стандартных операций (заполнение бланков, составление индивидуальных учебных планов до зачисления и др.), позволит, сохранив уровень конверсии, обрабатывать больший поток абитуриентов и создать условия для дальнейшего масштабирования, в том числе на международном образовательном рынке. К 2030 году планируется, что общий контингент иностранных граждан, обучающихся в ТГУ, превысит 9 тыс. человек, что составит 28,5 % от общего контингента студентов.

Расширение географии обучающихся обеспечит приток поступающих на программы магистратуры/аспирантуры очной формы обучения – выпускников бакалавриата/специалитета из числа иностранных граждан, в том числе обучавшихся онлайн в системе «Росдистант».

Распространение на весь университет положительного опыта создания инвариантных модулей и курсов для программ высшего образования и ДО/ДПО обеспечит поддержание программ подготовки магистров в актуальном состоянии. Удельный вес программ подготовки магистров, предусматривающих индивидуальные образовательные траектории с использованием образовательных модулей ДПО/ДО, к 2030 году составит 100 %.

Самарская область входит в число приграничных геостратегических территорий [1], отнесена к категории «крупнейшая городская агломерация», а также к «перспективным крупным центрам экономического роста», которые обеспечат вклад в экономический рост РФ более 1 % ежегодно.

По данным ежегодного рейтинга моногородов 2020 года, Тольятти входит в топ-10 лучших моногородов РФ. Здесь для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения создана территория опережающего социально-экономического развития «Тольятти» (ТОСЭР, ТОР «Тольятти»), расположенная в границах городского округа Тольятти. Для обеспечения устойчивости развития города и благоприятной социально-экономической ситуации в регионе в целом необходим постоянный приток в экономику региона кадров, способных генерировать и внедрять инновации, работать в условиях цифровой экономики, обеспечивать переход экономики региона от индустриальной к экономике знаний и впечатлений.

Основные ожидаемые эффекты от реализации образовательной политики в части влияния на достижение национальных целей Российской Федерации и развитие субъекта связаны с созданием нового бизнес-процесса генерации инноваций, построенного на новой образовательной модели, основанной на интеграции с научно-инновационным процессом, сквозной проектной деятельности студентов и цифровых технологиях. При этом реализуются:

  • интеграция бизнес-инкубирования и акселерации стартапов в образовательный процесс;
  • переход к гибким образовательным траекториям и сквозному проектному обучению, позволяющему осуществлять подготовку проектных команд, включая лидеров команд – технологических и социальных предпринимателей, восполняющих потребности кадрового потенциала региона и создающих новые высокотехнологичные производства и сервисы;
  • переход от учебных задач к разработке проектов под реальные кейсы индустриальных партнеров и в развитие коммерчески ориентированных инициатив;
  • вовлечение в проектное обучение 100 % контингента студентов всех форм и технологий обучения;
  • интеграция университетской инновационной экосистемы с инновационной экосистемой региона;
  • удержание и привлечение в регион талантливой молодежи, в том числе из-за рубежа.

Все это обеспечит устойчивое развитие второго центра Самарско-Тольяттинской агломерации и агломерации в целом.

Эти эффекты могут стать лучшей практикой для тиражирования в системе высшего образования в рамках влияния на реализацию федерального проекта «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» [2] с целью концентрации интеллектуальных, кадровых и иных ресурсов для опережающей подготовки кадров для экономики, развития прорывных исследовательских направлений, создания высокотехнологичных производств, а также формирования коллективов исследователей, способных воспроизводить новые поколения исследователей.

В рамках достижения национальных целей [3] Образовательная политика ТГУ оказывает положительное влияние на целевые показатели:

  • «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» (п. 2б) – за счет реализации мероприятий 2.1.1.1 и 2.1.1.2;
  • «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек» (п. 2г) – за счет реализации мероприятий 2.1.1.1 и 2.1.1.2;
  • «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» (п. 2б) – за счет реализации направления 2.1.3;
  • «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» (п. 2б) – за счет реализации мероприятий 2.1.4.2, 2.1.4.3, 2.1.5.2.

В рамках достижения целей национального проекта «Образование» [4] Образовательная политика ТГУ оказывает положительное влияние на ряд целевых показателей, в том числе:

  • «доля студентов, поступивших на обучение по программам магистратуры и имеющих высшее образование, полученное в других образовательных организациях высшего образования, составляет не менее 30 % от общего числа поступивших в магистратуру» (п. 2.2 федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)») – за счет реализации мероприятия 2.1.1.5, направлений 2.1.2, 2.1.4 (2020 год – 29 %, 2024 год – 32 %, 2030 год – 45 %,);
  •  «не менее 5 тыс. работников, привлекаемых к осуществлению образовательной деятельности, прошли повышение квалификации с целью повышения их компетенций в области современных технологий» (п. 1.7 федерального проекта «Цифровая образовательная среда») – за счет реализации мероприятий 2.1.2.8, 2.1.2.9;
  • «к 2024 году не менее 20 % обучающихся по образовательным программам высшего образования осваивают отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню» (п. 2.9 федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)») – за счет реализации направления 2.1.2 (размещение онлайн-курсов на федеральном ресурсе, работающем по принципу «единого окна»: 2020 год – 100 курсов, 2024 год – 300 курсов, 2030 год – 600 курсов);
  • «к 2024 году [...] размещено не менее 10 открытых онлайн-курсов на международных платформах онлайн-образования с общим числом слушателей по каждому курсу не менее 5 000 не менее чем из 5 стран...» (задача 1.14 федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)») – за счет реализации мероприятия 2.1.2.5 (разработан и размещен 1 курс с общей численностью обучающихся: 2020 год – 637 чел., 2024 год – более 5 тыс. чел., 2030 год – более 7 тыс. чел.);
  • «к 2024 году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, составит не менее 80 %» (п. 1 федерального проекта «Успех каждого ребенка») – за счет реализации направлений 2.1.3 и 2.1.4;
  • «к 2024 году не менее 50 процентов педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысили уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования» (п. 1.8 федерального проекта «Учитель будущего») – за счет реализации мероприятия 2.1.3.3;
  • «к 2024 году количество граждан, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования (дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения) в образовательных организациях высшего образования, составит не менее 3 млн чел.» (п. 1 федерального проекта «Новые возможности для каждого») – за счет реализации мероприятий 2.1.3.3, 2.1.3.4;
  • «не менее 20 % научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования участвуют в реализации программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения)» (пп. 1.4., 1.5 федерального проекта «Новые возможности для каждого») – за счет реализации мероприятий 2.1.3.1, 2.1.3.4 (доля НПР, участвующих в разработке и реализации программ ДПО: 2020 год – 5,5 %, 2024 год – 21 %, 2030 год – 35 %);
  • «разработана методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» (п. 1.4 федерального проекта «Современная школа») – за счет реализации мероприятия 2.1.4.3 (доля наставников из числа студентов в проектах, реализуемых совместно со школьниками: 2024 год – 30 %, 2030 год – 50 %);
  • «к 2024 году число детей, охваченных деятельностью детских технопарков «Кванториум» (мобильных технопарков «Кванториум») и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, составит не менее 2 000 тыс. чел.» (п. 2 федерального проекта «Успех каждого ребенка») – за счет реализации мероприятия 2.1.4.2 (численность детей, обучающихся в детском технопарке «Кванториум» под руководством наставников ТГУ: 2020 год – 15 чел., 2024 год – 50 чел., 2030 год – 200 чел.);
  • «из числа иностранных обучающихся, завершивших обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, по востребованным (дефицитным) направлениям подготовки, не менее 5 % трудоустроено в российских компаниях, в том числе для работы за рубежом» (п. 1.25 федерального проекта «Экспорт образования») – за счет реализации мероприятий 2.1.5.1 и 2.1.6.4 (2024 год – 5,5 %, 2030 год – 11 %);
  • «проведена информационная кампания по привлечению иностранных граждан к обучению в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, в том числе на условиях целевого обучения» (п. 1.6 федерального проекта «Экспорт образования») – за счет реализации мероприятия 2.1.6.1;
  • «увеличено не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом количество иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по программам высшего образования, нарастающим итогом» (п. 1.24 федерального проекта «Экспорт образования») – за счет реализации мероприятий 2.1.6.2–2.1.6.4 (доля приведенного контингента иностранных граждан, обучающихся в ТГУ: 2020 год – 8,24 %, 2024 год – 10,3 %, 2030 год – 15,03 %).

В рамках развития региона [5] Политика ТГУ оказывает положительное влияние на следующие показатели:

  • «к 2025 году необходимо удвоить количество выпускаемых ежегодно специалистов в ИКТ-сфере, а с учетом требований опережающего развития к 2030 году довести количество подготовленных (переподготовленных) специалистов до 7 500 в год. Большинство специальностей, не относящихся к информационно-коммуникационным технологиям, дополнятся курсами «продвинутых пользователей» передовых цифровых технологий, что повысит конкурентоспособность выпускников» (п. 3.1.2.3 «Цифровая трансформация. Инфокоммуникации») за счет реализации мероприятия 2.1.1.1 (численность обучающихся по программам в области IT-подготовки: 2020 год – 119 чел., 2024 год – 500 чел., 2030 год – 2100 чел.);
  • «содействие реализации инновационных проектов, нацеленных на формирование приоритетных для Самарской области рынков в рамках реализации Национальной технологической инициативы» (п. 3.1.3 «Инновации») за счет реализации мероприятия 2.1.1.2 (2020 год – 5 проектов, 2024 год – 10 проектов, 2030 год – 30 проектов);
  • «развитие системы дуального образования в образовательных организациях среднего и высшего образования региона» (п. 3.2.4 «Развитие системы образования и кадровое обеспечение экономического роста») за счет реализации мероприятия 2.1.1.5 (доля образовательных программ, реализуемых по программе дуального обучения: 2020 год – 3 %, 2024 год – 15 %, 2030 год – 30 %);
  • «создание структурных подразделений (учебных центров) профессиональных образовательных организаций на базе ведущих предприятий региона» – за счет реализации мероприятия 2.1.3.5 (2020 год – 0 шт., 2024 год – 1 шт., 2030 год – 3 шт.);
  • «развитие научно-технического творчества молодежи Самарской области, направленное на создание системы управления научно-техническим творчеством, предусматривающей формирование у молодых людей проектного коммерческого мышления в совокупности с системным научно-техническим творчеством. Предполагается использовать ресурсы не только центров технического творчества и школ, но и вузов, инновационных коммерческих коллективов, бизнес-сообществ» – за счет реализации мероприятий 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.4.2 и 2.1.4.3.

 

Официальные документы

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2019. – № 7, Ч. II. – Ст. 702.

2. Федеральный проект «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии» // Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 (в редакции от 31.03.2021). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О национальных целях развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. – 2020. – 22 июля.

4. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Разделы

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019