Независимая оценка компетенций
Для проведения оценки, в том числе независимой, цифровых компетенций по результатам освоения дисциплин используются тесты, типовые задания (задачи, ситуационные задания и др.), творческие задания (кейс-задания, описание проблемных ситуаций, сценариев деловых игр, исследовательские, конструкторские и др. задания), отчеты по лабораторным работам, публичные защиты проектных и выпускных квалификационных работ с обязательными критериями оценок.
По каждой дисциплине сформированы фонды оценочных средств (ФОС) – комплекты методических и контрольных материалов, методик и процедур, предназначенных для установления соответствия достигнутых результатов обучения запланированным результатам, используемые в ходе текущего контроля, промежуточной аттестации и итоговой (государственной итоговой) аттестации.
ФОС включает в себя:
– перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
– описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;
– контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы, описанные в рабочей программе дисциплины, программе практики, программе НИР;
– методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
ФОС формируется для решения следующих образовательных задач:
− контроль и управление образовательным процессом;
− обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.
Все ФОС проходят экспертную оценку:
− внутреннюю – преподавателями кафедры / департамента / центра / университета;
− внешнюю – преподавателями других вузов, представителями работодателей и профессиональных сообществ.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
При оценке ФОС используются следующие критерии качества:
− соответствие результатов обучения, качество показателей и критериев оценивания;
− полнота и системная организация оценочных материалов, вариативность;
− стимулирование познавательной активности (разнообразие форм заданий, контекстные задания, релевантное и интегрированное оценивание, рефлексия, взаимооценка);
− использование современных принципов контроля (компетентностный подход, объективность, внешняя оценка, автоматизация процедур и т. п.);
− надежность, валидность / обеспечение достаточных доказательств достижения проверяемого результата обучения;
− качественные показатели заданий, соответствие разрабатываемых материалов целям контроля. Например, значимость задания (вопроса) может определяться тем, насколько это задание позволяет вынести интегральное решение о соответствии уровня сформированности компетенции требованиям ОПОП;
− объем, полнота охвата и оригинальность материалов;
− постановка проблемных и перспективных вопросов развития конкретной научной дисциплины.
С целью независимой оценки успеваемости студентов по программам бакалавриата и специалитета внедрена балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов, где половину суммарной оценки в баллах составляют результаты компьютерного тестирования. Балльно-рейтинговая система также внедрена по всем программам, реализуемым с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе программам ДПО.
Итоговые защиты проектов проходят в конце каждого семестра в формате инвестиционной площадки. Для экспертной оценки результатов работы проектных команд приглашаются представители индустриальных партнеров. Команды получают замечания, рекомендации по дальнейшему развитию проектов, предложения о сотрудничестве с реальными предприятиями.
Для проведения государственной итоговой (итоговой) аттестации выпускников формируются комиссии с привлечением представителей работодателей.
Проводится независимая международная профессионально-общественная аккредитация в АИОР, результаты которой признаются в 32 странах – участниках Вашингтонского соглашения (WA) и Европейской сети аккредитации инженерного образования (ENAEE) (см. 2.1 «Образовательная политика», раздел «Текущий задел и имеющиеся ресурсы», подраздел «Система трудоустройства, независимая оценка качества подготовки, целевая и адресная подготовка»).
В рамках организации процедуры комплексной и итоговой оценки по определению уровня сформированности компетенций, обозначенных в программе профпереподготовки (цифровые компетенции в области создания алгоритмов и программ, пригодных для практического применения; навыки использования и освоения цифровых технологий, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности), лица, зачисленные на программу профпереподготовки и проходящие по ней обучение, будут проходить комплексную и итоговую оценку (ассесмент), организуемую Университетом Иннополис.