Мероприятия для достижения результата
Мероприятия, планируемые к реализации в целях достижения результата «Образовательными организациями высшего образования, получающими государственную поддержку по программе стратегического академического лидерства, в рамках своих программ развития реализованы мероприятия по обеспечению условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов IT-специальностей» федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
В рамках реализации образовательной политики ТГУ (направление 2.1.1 «Развитие системы и технологии подготовки проектных команд студентов, включая технологических и социальных предпринимателей и участников команд, владеющих навыками проектной деятельности и командной работы, обладающих хорошими цифровыми компетенциями в профессиональной сфере») предусмотрены:
- переход от образовательных монопрограмм к кросс-программам, предусматривающим в том числе оптимальное сочетание базовой профессиональной подготовки и усиленной профильной IT и языковой подготовки (направление 2.1.1, мероприятие 2.1.1.1, здесь и далее в подразделе 2.1.1 направления и мероприятия указаны по нумерации раздела «Образовательная политика» ТГУ);
- формирование цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у обучающихся, в том числе у студентов IT-специальностей, а также студентов непрофильных для IT направлений (мероприятие 2.1.1.1);
- модульный принцип обучения с возможностью реализовывать гибкие образовательные траектории, в том числе реализация образовательных программ в рамках модели «2 + 2 + 2», с обеспечением возможности выбора обучающимся специализации (профилизации) в процессе обучения не менее двух раз – на втором курсе обучения и после окончания бакалавриата (мероприятие 2.1.1.9).
Перечисленное выше в полном объеме соответствует целям и задачам федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В рамках образовательной политики ТГУ запущена реализация программы «Стартап как диплом» с возможностью защиты результатов проекта студенческой командой и увеличением доли ВКР, реализуемых как итог сквозной проектной деятельности студентов, с подтвержденной внешними экспертами актуальностью – с 44,5 % в 2020 году до 55 % в 2025 году (мероприятие 2.1.1.2). Для этого предусмотрено создание цифровой платформы управления практиками и проектной деятельностью обучающихся с возможностью формирования смешанных команд из различных направлений подготовки, форм и технологий обучения, включая межвузовские (мероприятие 2.1.2.10). Также предусмотрены (мероприятие 2.1.1.2):
- разработка требований к проекту в формате «Стартап как диплом»;
- увеличение часов на дипломное проектирование и их включение в проектную деятельность для усиления подготовки стартапов в течение срока освоения образовательной программы.
С целью обеспечения условий для формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий включено мероприятие (мероприятие 2.1.2.9) по развитию цифровых компетенций всех участников учебного процесса:
- владение базовыми технологиями подготовки и преобразования информации в цифровом виде;
- владение методами и технологиями постановки задач в прикладном анализе данных;
- владение технологиями распределенной цифровой коммуникации и распределенной проектной работы.
Механизмы привлечения лучших специалистов-практиков – представителей компаний цифровой экономики к разработке электронных учебных материалов и реализации образовательных программ предусмотрены мероприятиями 2.1.2.4 и 2.1.2.5.
Сбор и фиксация результатов освоения цифровых компетенций в формате цифрового следа и использование его обучающимися запланированы в мероприятиях 2.1.2.1 и 2.1.2.8. Предусмотрено применение анализа данных о студентах/слушателях, учебном поведении и контекстах обучения для построения рекомендательных систем и персонализированного адаптивного учебного процесса, а также обеспечение организаторов учебного процесса всех уровней дашбордами для оперативной аналитики и применения корректирующих воздействий (мероприятие 2.1.2.7).
Право обучающихся на освоение 10–25 % образовательной программы в виде индивидуальной образовательной траектории (персональной траектории развития) обеспечивается всей образовательной политикой в целом, прежде всего направлениями 2.1.1 и 2.1.2.
Планирование и подготовка специалистов предусматривают интеграцию с системами анализа и мониторинга востребованности кадров, данных о кадрах и их компетенциях, реализуемых на профильных платформах, в том числе разрабатываемых в рамках мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (см. мероприятие 2.1.5.1).