Ожидаемые эффекты от реализации политики системы управления университетом
Влияние на развитие университета
В условиях ускорения развития ТГУ и высокой степени неопределенности модернизация системы управления обеспечит достижение необходимого уровня управляемости университетом, в том числе за счет:
– использования цифровых технологий;
– технологий управления на основе данных;
– современных моделей и подходов к менеджменту, включая риск-менеджмент и модель делового совершенства в области качества;
– оценки зрелости управления процессами и университетом в целом, бенчмаркинга и постоянной актуализации программы развития;
– комбинации проектного и процессного подходов, управления по ключевым результатам и показателям результативности;
– отбора лучших практик для адаптации и внедрения;
– приоритизации мероприятий, проектов и задач, в том числе на основе сбалансированной системы показателей;
– снятия ресурсных ограничений через привлечение внешних ресурсов и компетенций.
Основные ожидаемые эффекты от модернизации системы управления университетом в части влияния на достижение национальных целей Российской Федерации связаны с реализацией университетом концепции делового совершенства, заложенной в модели премии Правительства РФ в области качества, что может стать лучшей тиражируемой практикой в системе высшего образования, соответствующей целевому показателю «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» [1].
Этот же целевой показатель, а также целевой показатель «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» [1] могут стать основанием для тиражирования модели эффективного управления партнерствами и консорциумами, основанной на разработке и внедрении цифровой платформы управления верифицируемыми ресурсами разнородных распределенных центров компетенций для реализации комплексных научно-инновационных и инжиниринговых проектов.
В рамках развития региона [2] модернизация системы управления университетом окажет значимое положительное влияние на следующие показатели:
– «развитие университетов в качестве инновационных площадок, генераторов инноваций и новых технологий»;
– «содействие реализации инновационных проектов, нацеленных на формирование приоритетных для Самарской области рынков в рамках реализации Национальной технологической инициативы»;
– «развитие системы дуального образования в образовательных организациях среднего и высшего образования региона»
за счет обеспечения достижимости системой управления университетом целей развития ТГУ в сферах:
– образования, научно-исследовательской деятельности, трансфера знаний и технологий, коммерциализации разработок – в части управления генерацией инноваций и подготовки команд проектов;
– молодежной политики – в части воспитания прогрессивной молодежи с ответственной гражданской позицией;
– межинституционального взаимодействия и кооперации – в части привлечения в регион внешних ресурсов и компетенций.
Официальные документы
1. О национальных целях развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. – 2020. – 22 июля.
2. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. № 441 (в ред. постановления Правительства Самарской области от 17 сентября 2019 г. № 643) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/450278243 (дата обращения: 13.07.2021).