Текущий задел и имеющиеся ресурсы
Представлены данные на 2021 год
Мы обеспечиваем конкурентоспособную заработную плату своим работникам – для научно-педагогического персонала в полном объеме выполняется «дорожная карта» (отношение средней зарплаты ППС к среднерегиональной зарплате составило 225,8 % в 2020 году). Доля ППС (без внешних совместителей), средняя заработная плата которых по итогам периода составляет 200 % и более от среднемесячного дохода от трудовой деятельности за 2020 год, составляет 50,3 %. Для сотрудников, кроме НПР, действует система ранжирования должностей, ежегодно исследуется рынок труда, проводится корректировка заработной платы, если она не соответствует ранговым «вилкам» или рынку труда.
Помимо установленных бонусов, работники получают ежемесячную выплату в размере до 35 % (для ППС – 25 %) от оклада за выполнение должностных обязанностей в отчетном периоде без нареканий по качеству.
ТГУ ведет работу в области совершенствования HR-бренда, особенно уделяя внимание привлекательности университета для научно-педагогического персонала. Так, с 2013 года постоянно действует и обновляется порядок выплат за публикационную активность. За счет этого удалось повысить публикационную активность в журналах Web of Science (Core Collection) с 41 статьи (в том числе 9 – Q1 и Q2) в 2013 году до 159 статей (в том числе 26 – Q1 и Q2) в 2020 году; в журналах Scopus – с 55 статей (в том числе 12 – 51–100 процентиля) в 2013 году до 253 статей (в том числе 40 – 51–100 процентиля) в 2020 году.
Для разработчиков электронных образовательных контентов предусмотрены авторские вознаграждения. С 2016 по 2020 год их общая сумма составила 30,99 млн рублей. В среднем на 1 работника, получившего авторское вознаграждение за разработку образовательного контента, приходится: в 2016 году – 16 173,96 рублей (80 человек), в 2020 году – 66 755,59 рублей (179 человек).
Действует положение «О соблюдении авторских прав и выплате вознаграждений авторам объектов интеллектуальной собственности в ТГУ». С авторами РИД заключены договоры о сопровождении служебного произведения.
Университет обеспечивает социальный пакет, который включает в том числе бесплатные занятия спортом на объектах кампуса ТГУ, услуги процедурного кабинета и физиотерапевтические услуги отдела медицинской профилактики, расширенный спектр обследований при проведении обязательных медицинских осмотров, корпоративную мобильную связь. Для оценки уровня удовлетворенности социальным пакетом проводятся опросы работников.
Мы создаем для своих работников комфортные условия для работы и отдыха. За последние годы с учетом современных требований к функциональности, энергоэффективности и безопасности выполнен капитальный и текущий ремонт ряда помещений университета; построен второй бассейн с тренажерным залом.
Существующая система привлечения кадров позволила сделать возможным переход в ТГУ на конкурентоспособные условия труда высококвалифицированных специалистов из организаций коммерческого сектора экономики и системы государственного управления. ТГУ имеет опыт привлечения на долгосрочной основе как отдельных высококвалифицированных специалистов, так и сформированных команд (например, коллективы ученых под руководством профессоров А.Н. Резникова, М.А. Криштала, Р.Л. Хачатурова).
Ежегодно проводятся конкурсы, направленные на развитие университета, в том числе «Улучшайзинг» – конкурс проектных идей, конкурсный отбор инициативных проектов, конкурсный отбор кандидатов в кадровый резерв ТГУ. За 3 года отобрано 3 из 10 заявленных инициативных проектов и 16 из 47 идей, заявленных на конкурс «Улучшайзинг».
Проводя системные изменения в основных направлениях деятельности, университет обеспечивает подготовку кадров для их реализации, причем как индивидуальную, так и групповую. Ключевыми корпоративными курсами (с вариациями по темам) за последние 3 года стали: «Работа в электронной информационно-образовательной среде» (обучен весь ППС), «Управление проектами» (более 320 человек), работа в специализированных программных продуктах (более 50 человек), «создание электронных учебных курсов» (более 40 человек), «Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании» (42 человек), «Маркетинговые технологии в образовании» (40 чел), «Прикладной анализ данных» (более 30 человек). В 2019 году ТГУ получил грант «Проведение подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования» федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование». В рамках реализации гранта 105 НПР ТГУ прошли обучение.
В 2017 году по программе СКОЛКОВО «Школа ректоров 13: управленческие команды опорных университетов» обучено 7 руководителей, 2 из которых включены в кадровый резерв ТГУ.
В июле 2019 года делегация ТГУ приняла участие в образовательном интенсиве «Остров 10–22». Результатом стала разработка стратегии цифровой трансформации ТГУ.
В декабре 2019 года делегация ТГУ приняла участие в рабочем интенсиве «Зимний остров». ТГУ представил проект по ликвидации нормативных барьеров, препятствующих активному применению работодателями дистанционной работы.
Учет данных о сотрудниках ведется в ERP «Галактика». Для обеспечения единого информационного пространства для сотрудников в Битрикс24 созданы личные кабинеты, в которых собирается информация о публикационной активности, научной деятельности, повышении квалификации, приказах по личному составу. Личный кабинет также обеспечивает возможность внутрикорпоративной коммуникации и управления всеми поставленными сотруднику задачами, «вторую половину дня» для преподавателя, проверку заданий студентов в LMS, заполнение ведомостей в электронном виде, задачи по разработке контентов и др.
Мы проектируем все процессы, используя принципы разделения труда, что способствует повышению эффективности процессов. Примерами такого реинжиниринга процессов являются:
- изменение процесса разработки образовательных контентов. Работа по созданию контента распределена между преподавателями, корректорами, техническими редакторами, «упаковщиками» содержания контента в презентации и электронные учебники, дикторами, звукорежиссерами, видеооператорами и видеорежиссерами и др.;
- перевод ряда функций преподавателей в систему сопровождения, например учет времени работы студентов с электронным контентом, проведение промежуточного контроля знаний на основе базы тестовых заданий и балльно-рейтинговой системы;
- объединение децентрализованных учебных отделов институтов в один «объединенный деканат» благодаря проведенной унификации процедур и четкому разделению обязанностей между сотрудниками. Это позволило повысить эффективность труда: при росте контингента студентов с 10,7 тыс. в 2014 году до более 19,0 тыс. в 2020 году и росте числа индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) до более 55 % от общего числа студентов удалось на 8,1 % (с 37 до 34 человек) сократить персонал, обеспечивающий делопроизводство. Оценочно такое увеличение количества студентов с учетом ИОТ при сохранении системы, действовавшей до создания «объединенного деканата», потребовало бы увеличение численности персонала более чем в 6 раз.
В ТГУ более 400 скриптов (ботов) постоянно в фоновом режиме проверяют целостность студенческих данных по ряду направлений, это позволило:
- сократить среднее время выполнения запросов поступающих со 122,5 ч (1 495 запросов в 2017 г.) до 31,9 ч (1 690 запросов в 2019 г.);
- сократить среднее время обслуживания студента с 45 минут в 2017 году до 10 минут в 2019 году;
- уменьшить количество ошибок в данных с более 70 тысяч в 2017 году до нуля на момент окончания каждого рабочего дня в 2019 году;
- сократить среднее время составления индивидуального учебного плана с 26,8 дней в 2017 году до 1,3 дня в 2019 году.