Ожидаемые эффекты от реализации политики управления человеческим капиталом
Влияние на развитие университета
- Кадровое обеспечение устойчивого развития ТГУ, повышение эффективности и масштабирование успешного опыта по различным направлениям деятельности университета за счет постоянного роста компетенций путем развития действующего персонала и привлечения высококвалифицированного персонала со стороны.
- Создание предпосылок повышения конкурентоспособности университета на глобальных рынках образования, науки, инноваций, технических услуг и консалтинга за счет создания необходимых условий привлечения и удержания высококвалифицированного персонала.
- Повышение эффективности коммерциализации РИД за счет механизмов реальной заинтересованности сотрудников в результатах коммерциализации.
- Создание условий максимально возможного раскрытия сотрудниками своего творческого потенциала через поддержку выстраивания «горизонтальной» или «вертикальной» карьеры в ТГУ, а также за счет снижения трудозатрат на выполнение рутинных задач.
- Поддержание требуемой эффективности и результативности процессов за счет выстроенной системы HR-аналитики, автоматизации отслеживания показателей бизнес-процессов, внедрения BPMS и расширения номенклатуры KPI для операционных рутинных задач.
- Омоложение кадрового состава – рост доли сотрудников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава:
2020 год – 22 %, 2024 год – 25 %, 2030 год – 40 %.
- Повышение индекса лояльности сотрудников eNPS:
2020 год – 51,5 %, 2024 год – 55 %, 2030 год – 60 %.
Рост к 2030 году интегральной оценки капитализации персонала не менее чем на 30 %.
В рамках достижения национальных целей [1] данная Политика ТГУ оказывает положительное влияние на целевые показатели:
- «увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 %» – за счет включения в социальный пакет компенсации затрат на занятия спортом, в том числе на территории кампуса ТГУ;
- «увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года» – за счет включения в социальный пакет компенсации затрат на посещение культурных мероприятий, в том числе организуемых ТГУ;
- «обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения не ниже инфляции» – за счет привлечения квалифицированных кадров на конкурентоспособные условия труда; раскрытия потенциала работников и повышения их заработной платы; создания эффективной прозрачной системы мотивации персонала;
- «увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %» – за счет внедрения кадрового электронного документооборота;
- «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» – за счет интеграции данных в единую базу и изучения цифровых следов пользователей систем.
Реализация данной Политики ТГУ окажет положительное влияние на инициативу Правительства РФ «Рынок труда в цифровую эпоху, включая переход работников на удаленный режим работы, совершенствование режима неполной занятости и самозанятости, внедрение электронного кадрового документооборота» и на решение задачи «Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса» [2].
За счет развития системы наставничества для молодых НПР, а также развития системы мотивации НПР до 39 лет, создания целевых мест в аспирантуре на выгодных для аспиранта условиях реализация данной Политики ТГУ окажет положительное влияние на ряд показателей национальных и федеральных проектов. В том числе на показатель «Число аспирантов, успешно защитивших диссертационную работу и выбравших карьеру исследователя или преподавателя» [3] (показатель 1.11 Федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок»).
В рамках развития региона [4] (блок 3.2.2, раздел 3) данная Политика ТГУ окажет положительное влияние на показатель «Уровень реальной среднемесячной заработной платы, % к уровню 2015 года» – за счет создания новых высококвалифицированных рабочих мест, повышения технологического уровня и роста производительности труда.
Реализация данной Политики ТГУ способствует снижению оттока молодежи из области, обеспечивает формирование научно-педагогической, управленческой и культурной элиты региона, способной к модернизации общества и инновационной деятельности, в том числе по таким отраслям и сферам, как информационные технологии, машиностроение, пищевая промышленность, химия и нефтехимия, строительство, транспорт и связь, физическая культура и спорт, производство готовых металлических изделий, торговля – в соответствии с пятью сценариями развития Самарской области [3] (блок 2.1, раздел 2).
Официальные документы
- О национальных целях развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. – 2020. – 22 июля.
- Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике: от 2 октября 2020 г. № П13-60855: одобрен Правительством Рос. Федерации 23 сентября 2020 г.: протокол № 36, раздел VII. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Паспорт национального проекта «Наука»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. № 441 (в ред. постановления Правительства Самарской области от 17 сентября 2019 г. № 643) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/450278243 (дата обращения: 13.07.2021).