Ожидаемые эффекты от реализации политики в области цифровой трансформации

Влияние на развитие университета

Основные для университета ожидаемые эффекты от цифровой трансформации сводятся к следующему.

В сфере образования:

  • повышение качества и эффективности, а также снижение себестоимости учебного процесса как конкурентные преимущества для выхода на новые рынки образования, в первую очередь международные;
  • развитие бизнес-моделей на уровне цифровой необратимости, включая обучение в кампусе и вне кампуса, через создание экосистемы цифровых образовательных сервисов, позволяющих эффективно реализовывать качественное высшее образование полностью в онлайн;
  • создание условий для реальных индивидуальных (персонализированных) образовательных траекторий, академической мобильности и проектной работы в смешанных командах студентов, находящихся в кампусе и онлайн.

 В сфере научно-исследовательской деятельности, трансфера знаний и технологий, коммерциализации разработок: обеспечение возможности эффективно снимать ресурсные ограничения для реализации комплексных проектов исследований/инноваций/инжиниринга за счет:

  • привлечения компетенций партнеров через удобные цифровые сервисы;
  • формирования базы данных и системы верификации ресурсов центров компетенций (в том числе внешних);
  • создания цифровой среды взаимодействия научных коллективов, а также системы управления рабочими процессами проектных команд (в том числе студенческих), включая их взаимодействие с внешними заказчиками.

В сфере молодежной политики:

  • создание равных возможностей для самореализации и социализации молодежи вне зависимости от технологий обучения (онлайн или в кампусе);
  • повышение вовлеченности студентов, обучающихся онлайн, в университетскую жизнь, способствующей выработке их отношения к университету как к Alma mater.

Измерение своей цифровой зрелости и бенчмаркинг позволят своевременно корректировать стратегию цифровой трансформации, адекватно оценивать достигнутые результаты, приоритизировать задачи и повышать эффективность затрат на цифровизацию.

Развитие цифровой культуры персонала создаст предпосылки перехода университета на более высокий уровень цифровой зрелости. По мере перехода университета к более высоким уровням цифровой зрелости будет повышаться доля творческой составляющей труда, снижаться количество низкоквалифицированных рабочих мест, меняться структура компетентностного профиля сотрудников, а университет будет приобретать черты высокотехнологичной цифровой компании.

Обеспечение чистоты и целостности данных является основой перехода к уровню цифровой управляемости. При переходе к следующему уровню, а именно – к цифровой необратимости, за счет применения интеллектуальных систем, основанных на больших данных, будет достигнута эффективность системы управления, в принципе недостижимая при применении традиционных управленческих технологий.

Единые стандарты IT-инфраструктуры, цифровых сервисов и решений позволят вузам – участникам Консорциума «Цифровые университеты», созданного по инициативе Тольяттинского государственного университета, формировать свою цифровую экосистему из набора совместимых компонентов, что обеспечит кратное ускорение цифровой трансформации и экономию ресурсов.

 

Цифровая трансформация университета влияет на достижение национальных целей, развитие региона и отрасли через:

  • демонстрацию лучших практик цифровизации и инновационных цифровых решений;
  • своих выпускников, окончивших цифровой университет, являвшихся пользователями полной экосистемы цифровых сервисов и, как следствие, становящихся носителями лучших практик.

В рамках достижения национальных целей [1] политика ТГУ в области цифровой трансформации оказывает положительное влияние на целевой показатель «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», в том числе за счет разработки и внедрения через организации – участники Консорциума «Цифровые университеты» матрицы цифровой зрелости, доведенной до уровня опросника с чек-листами, как инструмента оценки уровня цифровизации организаций высшего образования.

Также в рамках достижения национальных целей [1]

политика ТГУ в области цифровой трансформации оказывает положительное влияние на целевой показатель «Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов» – за счет того, что совместно разработанные в рамках Консорциума «Цифровые университеты», принятые профессиональным сообществом отраслевые стандарты системы высшего образования для цифровых сервисов и решений, включая единый реестр сервисов, процессов и информационную модель данных, создают условия для формирования нового рынка – рынка совместимых цифровых сервисов и решений для высшего образования. В свою очередь, это создает реальные технологические возможности для быстрого трансфера инновационных сервисов между вузами, что также влияет на показатель «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы».

В рамках достижения целей национального проекта «Образование» [2] политика ТГУ в области цифровой трансформации вносит ощутимый вклад в решение задачи «Обеспечен свободный доступ (бесплатный для пользователей) по принципу «одного окна» для всех категорий граждан, обучающихся по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и образовательными платформами» (задача 1.9 федерального проекта «Цифровая образовательная среда») – за счет создания в 2020 году образовательного ресурса free.rosdistant.ru, на котором выложено и зарегистрировано на федеральной платформе «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) 100 бесплатных курсов из различных образовательных программ высшего образования. По мере дальнейшей цифровой трансформации процессов вуза и развития системы онлайн-обучения на СЦОС будет появляться больше курсов от ТГУ, включая бесплатные.

В рамках достижения целей национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [3] политика ТГУ в области цифровой трансформации влияет на показатели:

  • «Число преподавателей высшего и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации по новым программам для IT-специальностей и различных предметных отраслей» (показатель 1.2 федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»); «Количество граждан, прошедших обучение по дополнительным образовательным программам, с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций» (показатель 2.1 федерального проекта «Кадры для цифровой экономики») – за счет реализации направления 2.8.6;
  • «Количество образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, использующих реализованные на базе создаваемых цифровых платформ типовые сервисы организации учебного процесса и онлайн-обучения» (показатель 3.2 федерального проекта «Кадры для цифровой экономики») – за счет реализации направления 2.8.3.

 

Официальные документы

1. О национальных целях развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. – 2020. – 22 июля.

2. Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Разделы

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019