Ожидаемые эффекты от реализации кампусной и инфраструктурной политики
Влияние на развитие университета
Модернизация существующего и создание нового кампуса (на новой территории) позволит переломить сложившуюся тенденцию сокращения и старения населения Тольятти (в первую очередь отток молодежи) за счет привлечения иногородних и иностранных студентов, их адаптации и ассимиляции в городском сообществе (см. ниже следующий подпункт).
Для университета это обеспечит существенный рост и диверсификацию доходов, повышение качества человеческого капитала, качества учебного и научно-инновационного процессов.
Реализация Политики повысит значение ТГУ как делового и культурного центра города и региона. Развитие кампуса ТГУ как полигона городских платформенных решений смарт-сити повысит привлекательность университета для горожан и гостей города и региона. В том числе:
- будут созданы виртуальные двойники объектов ТГУ для обеспечения цифровых сервисов университета и управления всем жизненным циклом зданий и сооружений через внедрение BIM-технологий: 20 % в 2021 году, 50 % в 2024 году и 100 % в 2030 году;
- будут внедрены системы интеллектуального управления инфраструктурой кампуса, соответствующие понятию смарт-кампус: 5 % в 2021 году, 20 % в 2024 году, 45 % (80 % – второй сценарий) в 2030 году;
- будет обеспечено продвижение в рейтинге UI GreenMetric за счет реализации мероприятий, направленных на экологизацию кампуса: 1 000 баллов в 2021 году, 2 000 (2 800 – второй сценарий) баллов в 2024 году, 4 000 (6 000 – второй сценарий) баллов в 2030 году;
- будет введено в эксплуатацию к 2030 году (строительство, реконструкция, капитальный ремонт) 10 современных объектов на базе действующего кампуса.
В целом кампусная политика обеспечит реализацию образовательной, научно-исследовательской, молодежной политик университета, политики в области инноваций и коммерциализации, политики управления человеческим капиталом.
Самарская область относится к приграничным геостратегическим территориям [1]. Она уникальна наличием двуядерной Самарско-Тольяттинской агломерации. Для обеспечения устойчивости развития агломерации и благоприятной социально-экономической ситуации в регионе необходимо гармоничное развитие обоих центров агломерации.
Основной ожидаемый эффект от реализации кампусной и инфраструктурной политики ТГУ в части влияния на достижение национальных целей Российской Федерации и развитие субъекта связан с ключевым влиянием ТГУ на устойчивость развития второго центра Самарско-Тольяттинской агломерации и агломерации в целом, на агломерационные процессы и связность территории через удержание и привлечение качественного населения в регион [2–3].
К проблемным вопросам относится тенденция снижения численности населения Тольятти. С 2009 по 2020 год население сократилось с 720,3 до 699,4 тыс. человек. Отток населения сопровождался увеличением среднего возраста с 2010 по 2020 гг. на 2,7 года.
Талантливые молодые люди, покидая Тольятти, уезжают из региона. ТГУ является серьезным сдерживающим отрицательную миграцию фактором. Понимая, что миграция в современном мире неизбежна, мы стремимся трансформировать ТГУ в механизм привлечения – в «демографический насос» качественного населения, в том числе из других стран.
На сегодня в Тольятти относительное количество студентов в 3,6 раза ниже, чем в Самаре. Причина этого в отсутствии достаточного количества общежитий и современного кампуса, который отвечал бы амбициям ТГУ, реализующего целевую модель университета третьего поколения и вместе с тем опорного университета.
На 1 декабря 2020 года, по данным Министерства образования и науки Самарской области, в Самаре общее количество мест в общежитиях вузов составляло 15 142. Это соответствует 13,1 месту на 1 000 жителей города. В Тольятти всего 792 места в общежитиях, или 1,1 места на 1 000 горожан.
То есть в расчете на 1 000 человек в Тольятти обеспеченность местами в общежитиях в 11,9 раза ниже, чем в Самаре. В целом количество мест в общежитиях в Тольятти ниже в 19,1 раза.
Кампусная и инфраструктурная политика ТГУ может кардинально изменить ситуацию, обеспечив приток молодых талантливых людей, в том числе из-за рубежа, а также способствовать удержанию местной талантливой молодежи.
Современный кампус необходим для гармоничного развития второго центра Самарско-Тольяттинской агломерации и инновационного развития региона в целом.
Кампусная и инфраструктурная политика ТГУ направлена на модернизацию существующего кампуса, а также на его кратное масштабирование с созданием нового кампуса в знаковом экологически чистом максимально привлекательном месте. Мы его называем «Кампус цифровых решений». Его основное содержание – это:
- бизнес-инкубирование и акселерация стартапов в сфере цифровых технологий;
- подготовка команд проектов и профессионалов с универсальными компетенциями на основе реальной проектной деятельности в IТ-сфере;
- открытое креативное пространство технического творчества и коммуникаций – хаб идей, проектов, инноваций, стартапов, бизнеса.
Модель нового кампуса мирового уровня проработана с учетом возможности межвузовского взаимодействия, в том числе на базе НОЦ «Инженерия будущего».
По форме кампус должен представлять собой рассчитанный на 4 тысячи студентов-очников современный университетский город для полноценной жизни, работы, учебы и отдыха со всеми атрибутами умного, безопасного, «зеленого» кампуса, который будет решать принципиально новые задачи по подготовке специалистов на основе реальной проектной деятельности в IТ-сфере.
До появления нового кампуса эти задачи будут решаться на территории существующего кампуса.
С другой стороны, появление Кампуса цифровых решений может кратно усилить подпитку инновационной экосистемы региона новыми проектами и командами в IT-сфере. Появляется шанс превратить весь Тольятти в современный университетский город. И сделать это не в ущерб другим сферам, а, наоборот, создавая для них новый ресурс.
Нас вдохновляет зарубежный опыт таких городов, как Мальмё, Питтсбург и Шеффилд, которые из индустриальных моногородов со всеми сопутствующими проблемами превратились в современные университетские города с экономикой знаний.
Прямой эффект от выпускников, привлеченных в ТГУ из других регионов и стран, при увеличении количества мест в общежитиях на 4 000 человек составит оценочно около 500 человек в год. Дополнительный эффект даст снижение оттока талантливой молодежи города из региона за счет обучения на перспективных направлениях в кампусе и их участия в создании и реализации стартапов с дальнейшим продвижением в системе ТОСЭР, Технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» и ОЭЗ «Тольятти», а также выстраивания различного рода социально-культурных связей.
Благодаря модернизации существующего и созданию нового кампуса будет:
- привлечено высокоинтеллектуальных кадров из других регионов до 125 человек;
- увеличено число иногородних и иностранных студентов очной формы обучения до 4 000 человек;
- создано 300 дополнительных рабочих мест.
Обновленный и новый кампусы будут работать как фактор стабилизации и роста количества, повышения качества и омоложения населения Тольятти и Самарско-Тольяттинской агломерации, как «демографический насос» качественного населения. В том числе новый межвузовский кампус цифровых решений на базе ТГУ станет:
- драйвером социокультурных изменений региона, прежде всего города Тольятти, а также драйвером изменений городской среды;
- территорией с новыми, высокими стандартами городской инфраструктуры для повышения привлекательности города и региона для жизни и инвестиций;
- местом консолидации сотрудников, аспирантов, студентов, а также неуниверситетской интеллектуальной элиты через проведение городских, областных, региональных, федеральных и международных конференций и форумов, культурных и спортивных мероприятий;
- площадкой развития проектной и инновационной деятельности и вовлечения обучающихся и сотрудников в практическую реализацию федеральных, региональных и университетских проектов, в том числе повестки Национальной технологической инициативы;
- культурным центром, формирующим гуманитарно ориентированную городскую среду Тольятти и его позитивный облик;
- центром воспитания интеллектуальной элиты, способной брать на себя ответственность за будущее Тольятти и Самарской области.
Таким образом, политика ТГУ вносит существенный вклад в достижение национальной цели «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» (показатель «обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации») [2].
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [3] «базовой тенденцией развития Самарско-Тольяттинской агломерации (СТА) станет усиление концентрации человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов и их эффективное использование на данной территории. Развитие СТА будет способствовать развитию данной территории как зоны опережающего экономического роста Российской Федерации».
Также «СТА будет способствовать повышению привлекательности региона за счет скопления большого числа трудовых ресурсов, развития деловой и инновационно-образовательной среды. Развитие агломерации также повысит качество жизни населения, что приведет к росту миграционной привлекательности региона».
Таким образом, политика ТГУ вносит существенный вклад в реализацию Стратегии социально-экономического развития Самарской области в части повышения устойчивости и развития агломерации.
В рамках достижения национальных целей [2] ожидаемые эффекты окажут положительное влияние на достижение следующих целевых показателей:
- «увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 %» – за счет развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры, включающей бассейны, ФОКи, лыжную базу, спортивно-оздоровительный лагерь, и предоставления возможности ее использования горожанами и гостями города;
- «увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года», «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций», «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся» – за счет создания возможности использования площадок ТГУ для проведения культурно-просветительских мероприятий городского, регионального и всероссийского уровня с привлечением студенческой молодежи; строительства в новом кампусе объектов для реализации проектной деятельности студентов, а также объектов культурно-просветительского направления;
- «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» – за счет развития передовой инфраструктуры научной и производственной деятельности, генерации инноваций и поддержки новых центров компетенций, а также развития необходимой инфраструктуры для обеспечения учебной и проектной деятельности студентов и сотрудников путем создания пространств современной формации (опенспейсы, коворкинги, брейкауты и т. д.);
- «улучшение качества городской среды в полтора раза» – за счет участия специалистов ТГУ в обсуждении направлений развития города и проработке концепций развития городской среды; за счет создания на базе кампуса полигона для городских платформенных решений смарт-сити через пилотный проект «Смарт-кампус ТГУ»; за счет строительства нового кампуса с современной жилищной инфраструктурой, объектами культуры и социально-бытового назначения;
- «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», «увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %», «увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года» – за счет разработки и внедрения интеллектуальных систем управления университетским кампусом; создание и развитие виртуального кампуса ТГУ как инструмента организации в онлайн-формате основных процессов, реализуемых в университете, обеспечивающего также возможность реализации инициативных, в том числе студенческих, проектов в среде виртуального кампуса; создания в новом кампусе инфраструктуры для запуска стартапов в сфере цифровых технологий и подготовки команд для их реализации, а также для обеспечения подготовки широкого спектра специалистов с компетенциями цифровой экономики.
В рамках достижения целей Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [3] ожидаемые эффекты окажут влияние также на решение следующих задач:
- «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики» (п. 3.1.2.3 «Цифровая трансформация. Инфокоммуникации»);
- «развитие университетской науки и фокусирование ее на приоритетных научных направлениях, содействие реализации инновационных проектов, нацеленных на формирование приоритетных для Самарской области рынков в рамках реализации Национальной технологической инициативы» (п. 3.1.3 «Инновации»);
- «повышение миграционной привлекательности региона области» (3.2.1 «Демографическое развитие»);
- «создание новых высококвалифицированных рабочих мест» (3.2.2 «Повышение материального благосостояния жителей»);
- «развитие университетов в качестве инновационных площадок, генераторов инноваций и новых технологий» (3.2.4 «Развитие системы образования и кадровое обеспечение экономического роста») –
за счет модернизации существующего и создания нового кампуса цифровых решений, включающего формирование научно-образовательного и инновационно-предпринимательского комплекса, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, НИОКР по приоритетным для региона направлениям развития науки, технологий и техники. Обновленный/новый кампус будет способствовать развитию ТГУ в качестве инновационной площадки в кооперации с другими вузами и бизнесом региона. В кампусе будут созданы новые высококвалифицированные рабочие места, в том числе для молодежи, созданы условия для привлечения иногородних и иностранных студентов, что повлияет на повышение миграционной привлекательности города и области и на продвижение бренда Самарской области;
- «выстраивание эффективной системы профориентации обучающихся», «создание системы управления научно-техническим творчеством, предусматривающей формирование у молодых людей проектного коммерческого мышления в совокупности с системным научно-техническим творчеством [...] с использованием в том числе площадок вузов» (п. 3.2.4 «Развитие системы образования и кадрового обеспечения экономического роста») – за счет предоставления школьникам города научно-образовательных площадок ТГУ (Центр робототехники, Детский университет, НИП «Эйнштейн»);
- «развитие сферы физической культуры и спорта на период до 2030 года должно быть ориентировано на повышение уровня физической культуры населения и степени доступности услуг индустрии здорового образа жизни» (3.2.6 «Развитие физической культуры и спорта») – за счет предоставления возможности посещения городским населением бассейнов, спортивных секций, организованных на базе ТГУ;
- «расширение спектра услуг в сфере культуры в соответствии с разнообразными потребностями населения», «формирование комфортной среды для организации семейного досуга и общения граждан в учреждениях культуры» (3.2.7 «Развитие культуры») – за счет реализации проекта открытой библиотеки, создания Многофункционального культурного центра, развития действующих творческих студий ТГУ;
- «подъем созидательной активности граждан во всех сферах жизни региона, расширение форм и методов участия населения в решении вопросов социально-экономического развития области, развитие добровольчества и благотворительности, повышение эффективности использования потенциала некоммерческого сектора для решения задач социально-экономического и общественного развития региона» (п. 3.2.9 «Развитие гражданского общества»), «создать и развивать механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды. Доля граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, должна возрасти с 5 % (по состоянию на 1 января 2018 года) до 30 % в 2024 году» (п. 3.2.10 «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем. Развитие строительного сектора, сектора энергетики и жилищно-коммунального хозяйства») – за счет активной деятельности Центра урбанистики и стратегического развития территорий ТГУ в качестве дискуссионной площадки для обсуждения направлений развития Тольятти и региона.
В рамках достижения целей Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [4] ожидаемые эффекты окажут положительное влияние на достижение следующих результатов:
- «обеспечить готовность страны к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний и эффективного использования человеческого потенциала» (п. 36а) – за счет разработки и внедрения интеллектуальных систем управления университетским кампусом;
- «повысить качество жизни населения, обеспечить безопасность страны и укрепление позиции России в глобальном рейтинге уровня жизни за счет создания на основе передовых научных исследований востребованных продуктов, товаров и услуг» (п. 36б) – за счет создания на базе кампуса полигона для городских платформенных решений смарт-сити через пилотный проект «Смарт-кампус ТГУ» на основе лучших практик.
В рамках достижения целей Национального проекта «Наука» [5] ожидаемые эффекты окажут положительное влияние на достижение Цели 3 «Опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны» – за счет организации на базе кампуса междисциплинарного взаимодействия специалистов вуза, городских сообществ, власти, бизнеса с учетом молодежных проектов и инициатив, обеспечения возможности реализации инициативных, в том числе студенческих, проектов в среде виртуального кампуса, создания в новом кампусе инфраструктуры для запуска стартапов в сфере цифровых технологий и подготовки команд для их реализации.
В рамках достижения целей Федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» [6] ожидаемые эффекты окажут положительное влияние на достижение следующих показателей:
- «Задача 2.20. За счет использования инфраструктуры инновационной деятельности, стоящей на балансе организаций, ведущих исследования и разработки, увеличен объем полученных ими внебюджетных средств, в том числе:
в 2022 году – не менее чем в 2 раза;
в 2023 году – не менее чем в 2,5 раза;
в 2024 году – не менее чем в 3 раза» – за счет создания на базе реконструируемого объекта научно-исследовательского центра с широким спектром инновационных возможностей.
В рамках достижения целей Федерального проекта «Социальная активность» [7] ожидаемые эффекты окажут положительное влияние на достижение показателя 3 «доля молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность, %» (цель «Развитие добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в т. ч. студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечения к 2024 году в добровольческую деятельность 20 % граждан, вовлечения 45 % молодежи в творческую деятельность и 70 % студентов в клубное студенческое движение») – за счет создания возможности использования площадок ТГУ для проведения культурно-просветительских мероприятий городского, регионального и всероссийского уровня с привлечением студенческой молодежи, создание материально-технических условий для деятельности общественных организаций при ТГУ.
В рамках достижения целей Федерального проекта «Экспорт образования» [8] ожидаемые эффекты окажут положительное влияние на достижение следующего показателя «увеличение не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также реализация комплекса мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации» – в том числе за счет строительства общежития в Центральном кампусе, за счет строительства жилого комплекса с общежитиями для студентов и жилыми домами для научно-педагогических работников в новом кампусе.
В рамках достижения целей Федерального проекта «Цифровые технологии» [9] ожидаемые эффекты окажут положительное влияние на выполнение задачи «Преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая образование, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений» – за счет интеграции сервисов, доступных через основной сайт различным категориям пользователей, с виртуальным кампусом, обеспечения доступа к образовательным ресурсам ТГУ широкому кругу лиц, а также возможности реализации инициативных, в том числе студенческих, проектов в среде виртуального кампуса.
В рамках достижения целей Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [10] ожидаемые эффекты окажут положительное влияние на достижение следующих показателей:
- показатель 1. «Количество выпускников системы профессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики»;
- показатель 3. «Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики»;
- показатель 4. «Количество специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного образования» –
за счет подготовки широкого спектра специалистов с компетенциями цифровой экономики по программам высшего и дополнительного образования.
Официальные документы
1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2019. – № 7, Ч. II. – Ст. 702.
2. О национальных целях развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. – 2020. – 22 июля.
3. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. № 441 (в ред. постановления Правительства Самарской области от 17 сентября 2019 г. № 643) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/450278243 (дата обращения: 13.07.2021).
4. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 49. – Ст. 6887.
5. Паспорт национального проекта «Наука»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Федеральный проект «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации» // Паспорт национального проекта «Наука»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Федеральный проект «Социальная активность» // Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Федеральный проект «Экспорт образования» // Паспорт национального проекта «Образование»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Федеральный проект «Цифровые технологии» // Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол 24 декабря 2018 г. № 16. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 13.07.2021).
10. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» // Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол 24 декабря 2018 г. № 16. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 13.07.2021).