Зелёный свет зеленому электрокару
Зелёный свет зеленому электрокару.jpg
В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) развивают проект электрокара на солнечной энергии «Green Line» (с англ. Зеленая Линия). Работой занимаются студенты разных институтов опорного ТГУ. Эта симпатичная зелёная машинка, примерная стоимость которой составляет 180 000 рублей, способна перевозить двоих человек и развивает скорость до 9 км/ч. Студенческий проект выполняется в институте машиностроения в рамках Стратегического проекта Программы развития опорного университета «Высшая инженерная школа».
Руководитель проекта – доцент кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей» ТГУ Людмила Угарова – рассказывает: «Идея создания электрокара родилась ещё осенью 2016 года. Точно уже и не скажешь, кто предложил первый: я, и.о. завкафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Александр Бобровский или студентка тогда ещё первого курса Полина Плиговка. Мы просто обсуждали транспорт будущего и перспективы создания концепта такого транспорта на платформе нашего вуза. Для начала решили попробовать создать электромобиль на солнечных элементах. В начале работы обнаружилась проблема – отсутствие финансирования».
Решением стали средства от сдачи макулатуры (15 000 рублей) и металлолома (10 000 рублей), а также конкурсные гранты. «Сначала мы выиграли 30 000 рублей во внутривузовском конкурсе на финансирование проектов, затем 10 000
рублей на конкурсе в Екатеринбурге. В начале этого года мы победили в программе УМНИК-НТИ в направлении «АВТОНЕТ». Приз – финансирование в объеме 500 000 рублей сроком на 2 года», – прокомментировала Людмила Угарова.
По словам Александра Бобровского, данный электрокар, построенный, по сути, на студенческой инициативе и на средства от бережного отношения к природе и ресурсам, имеет технологически продвинутую систему (рекуперация энергии при торможении, высокоэффективный двигатель выполненный по технологии BLDC): «При его изготовлении использовались, в том числе, композитные конструкции и элементы, изготовленные с помощью аддитивных технологий (отпечатаны на 3D-принтере). Мощность мотора электрокара – 1,5 кВт, мощность солнечных элементов – 300 Вт. Скорость искусственно ограничена до 8-9 км/ч для безопасности. Эту «начинку» мы обкатали на «Солар регате-2018», где она показала очень хорошую эффективность. Опытный образец действующий, может быть испытан на тест-драйве. Электрокар способен перевозить двух человек. Создан для парковых зон, стадионов, набережных и тех рекреаций, где гуляют маленькие дети и существуют высокие требования по экологии и безопасности. Предназначен для перевозки полицейских, сотрудников сервисных и клининговых служб, медперсонала».
Команда проекта
В сентябре 2017 года к работе присоединились первокурсники, проходящие обучение по курсу «Проектная деятельность». Таким образом, проект электрокара – это ещё и пример успешного осуществления проектной деятельности.
В итоге состав проектной команды получился разношерстным, а машина стала предметом обсуждения на «Ярмарке проектов-2018».
– Изначально многие первокурсники из других проектов просились к нам. Мы никому не отказывали, ведь каждый был нам полезен. Для удобства я поделила всех ребят на отделы: инженеры, дизайнеры, логисты, финансисты, СМИ, «учёные». В итоге кто-то подсказывал, где найти материалы подешевле, кто-то отвечал за дизайн машины, за конструкцию шасси, сварку деталей, за участие с проектом в конкурсах. Отдельные ребята занимались и занимаются до сих пор раскруткой странички проекта в социальной сети, рекламой и PR. Каждому у нас в проекте нашлось дело! Сегодня в нашей команде: студенты ИнМаш, студенты института энергетики и электротехники, студентки института химии и инженерной экологии. Кстати именно они разработали дизайн машинки и сами раскрасили её. Вручную! – с гордостью объясняет Людмила Угарова.
Такая большая команда отслеживала буквально каждый прикрученный винтик, каждый элемент листика дизайна электрокара. Немаловажно, что все работы велись и ведутся благодаря большому желанию ребят. Личная инициатива двигает данный проект вперёд, к новым вершинам. По словам научного руководителя, студенты планируют на базе кара создать беспилотник и установить сенсорную панель с системой навигации на лобовое стекло.
Фото: Артём Чернявский