За программой воспитания – к профессору ТГУ
f702f5a57d3af8a60f5b2adc5892dabc.jpg
В качестве единственного в регионе федерального эксперта по оценке программ воспитания учащихся она обучает педагогов модернизации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
В 2019 году сотрудники Института стратегии развития образования Российской академии образования по инициативе Министерства просвещения РФ разработали «Примерную программу воспитания» – новый ориентир для педагогов в вопросе организации воспитательного процесса. Апробация Программы прошла в 734 российских школах (среди них две тольяттинские). 2 июня 2020 года она была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На основе этого документа в общеобразовательных учреждениях страны будут написаны свои уникальные рабочие программы воспитания, которые начнут действовать с 1 сентября 2021 года.
Для сопровождения разработки программ в «пилотных» школах были назначены 50 федеральных экспертов. Доктор педагогических наук, профессор ТГУ Ирина Руденко в качестве единственного эксперта по Самарской области оценивала качество подготовленных программ в 11 школах региона и представляла рекомендации по их усовершенствованию. Теперь она в рамках семинаров обучает разработке и внедрению программ воспитания коллег из общеобразовательных учреждений Тольятти и области.
Слушателями её последнего онлайн-семинара из «Точки кипения» ТГУ стали 169 замдиректоров по воспитательной работе самарских школ. Кроме того, 26 августа она выступила на традиционной августовской конференции работников образования, состоявшейся в формате видео-конференц-связи при участии губернатора Самарской области Дмитрия Азарова.
По словам Ирины Руденко, «„Примерная программа“ стала ответом на запрос Президента [России Владимира Путина] усилить воспитательный компонент в школах: о реализации новых методов обучения и воспитания говорится в его Указе от 7 мая 2018 года». Целью воспитания в Программе определено личностное развитие школьников на основе базовых общественных ценностей. При этом для начальных, средних и старших классов установлены свои приоритеты в воспитании. Развивать личность школьников в новой Программе предлагается с помощью игр, трудовых и спортивных мероприятий, экскурсий, походов и других совместных занятий, а главным принципом воспитательного процесса должно являться создание детско-взрослых общностей.
– Конечно, сам документ не является инструментом воспитания. Воспитывает педагог – своими действиями, словами, отношением, – поясняет Ирина Руденко. – Поэтому в результативном воспитании молодёжи всех возрастов акцент ставится именно на совместную деятельность обучающихся и педагогов. Она объединяет общими позитивными эмоциями, формирует доверительные отношения.
Созданием программ воспитания учащихся школ работа по усилению воспитательной составляющей в учебных заведениях страны не ограничится: следующим этапом, по словам Ирины Руденко, станет создание программ воспитания для студенческой молодёжи в российских вузах и ссузах.