03 декабря 2024

В ТГУ обсудили будущее социальных коммуникаций

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) состоялась I национальная междисциплинарная научно-практическая конференция «Социальные коммуникации в цифровую эпоху». Её организовала и провела кафедра «Журналистика и социология» гуманитарно-педагогического института ТГУ.
В ТГУ обсудили будущее социальных коммуникаций
Фото Артема Чернявского

В работе конференции приняли участие более 50 учёных, исследующих вопросы в области журналистики, медиакоммуникаций и цифровых медиа из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Великого Новгорода и других городов России.

Открыл конференцию ректор ТГУ, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Криштал.

– В 2017 мне посчастливилось быть в Баку на конференции, посвящённой мультикультурности и глобализации. Там Михаилу Гусману задали вопрос: «А не умрёт ли журналистика?». Он очень уверенно сказал: «Нет, потому что в основе всего лежит текст. Нужно уметь грамотно писать и говорить. Ты можешь завести кучу гаджетов, но если ты не умеешь отделять главное от второстепенного, не умеешь собирать и обрабатывать информацию, не знаешь, как её передать, то в конце концов твоё неумение, твоя фальшь будут видны. Публика от вас отвернётся, это не будет иметь никакого отношения к журналистике». Я думаю, что он прав. Несмотря на весь хайп с новыми инструментами. Конечно, журналистика – это власть. Вопрос в том, кто у власти, – подчеркнул Михаил Криштал.

Ректор ТГУ напомнил о таком понятии, как «информационный пузырь» – это эффект, который создаётся в персональных лентах новостей и рекомендаций каждого пользователя соц. сетей и онлайн-сервисов.

– Раньше информационный пузырь человек надувал вокруг себя сам, заполняя тем, что его интересует. Теперь информационные пузыри надувают уже не люди, а алгоритмы поисковых систем. Каждый, наверное, замечал: если нужно купить телевизор или галстук и ввести соответствующий запрос в Google, то потом целый год будешь получать информацию о том, где какие телевизоры, где какие галстуки, – отметил Михаил Криштал. –Искусственный интеллект обрабатывает только ту информацию, которая уже есть в информационном поле, а мы с вами живём в реальном мире, из которого она и попадает в виртуальную реальность. Очень важно, понимать, кто является законодателем в журналистике, кто обрабатывает информацию, кто доносит её до людей. Не дай Бог, это будет делать искусственный интеллект.

На пленарном заседании пять приглашённых учёных представили результаты своих исследований. Марина Загидуллина, доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета, рассказала об ускоряющемся расслоении национальной аудитории в цифровую эпоху. По её словам, из-за «падения прецедентной базы», то есть потери общих для одной национальности культурных ориентиров, люди перестают понимать друг друга.

– С культурологической точки зрения прецедентная база – есть основа национальной идентичности, – рассуждает Марина Загидуллина. – К прецедентной же базе относят литературные, кинематографические произведения, творчество живописцев и так далее. Ядром прецедентной базы выступает национальная классическая литература. Сегодня происходит падение основ, каркаса прецедентной базы, а значит и национальной идентичности.

Спасти ситуацию, по мнению учёного, может грамотная и централизованная индоктринация (закладывание определённой идеи в голове человека) молодёжи.

Антон Фортунатов, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-политических коммуникаций Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, объяснил, как медиа сегодня влияют на сознание людей. По его словам, медиареальность постоянно борется за внимание человека, предлагая, в том числе, интерпретацию актуальных событий. Однако способность медиасреды правильно интерпретировать данные вызывает сомнения.

Алексей Березовой, кандидат экономических наук, преподаватель факультета журналистики МГУ им М.В. Ломоносова, обозначил проблему постепенного перехода общества к новому, более технологичному состоянию. Кроме того, он рассказал, как меняется профессия журналиста под воздействием новых технологических инструментов.

– Искусственный интеллект остаётся лишь усилителем нашей креативности. Человек – по-прежнему главное действующее лицо медиасреды. Искусственный интеллект экономит нам время, а мы загружаем в него данные и лишь редактируем получившийся результат, – объяснил Алексей Березовой.

Дополнил эту точку зрения Антон Асташкин, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и издательского дела Уфимского университета науки и технологий. Он описал теорию «мёртвого интернета», согласно которой 70% контента в Сети либо полностью создано нейросетями, либо с минимальным участием человека. В завершение спикер порекомендовал ряд отечественных нейросетевых сервисов для журналистов.

Роман Баканов, кандидат филологических наук, доцент кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, на примере СМИ Республики Татарстан доказал, что сегодня существуют такие проблемы, как ограниченность тематики, нехватка качественной аналитики, а также зависимость от органов власти. Он пришёл к выводу, что сложившаяся ситуация не формирует у человека объективной картины мира.

Междисциплинарный подход к проблемам, существующим в цифровой среде, был продемонстрирован в работе научных секций. Заседания прошли в очном и дистанционном форматах. Рассматривались такие темы, как цифровое неравенство, философские и социальные проблемы роботизации, особенности устной речи в цифровой коммуникации, этико-правовые проблемы регулирования блогосферы и многое другое.

Славяна Алентова, студентка ТГУ

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019