Учителя не умирают, Их души вечно будут жить…
09f4cb4d15f7b26e98660bafb24c8156.png
академик Инженерной Академии РФ Михаил Аронович КришталВ своё время в Тульском политехническом институте Михаил Аронович организовал и возглавил специальную кафедру «Металловедение и термическая обработка» и отраслевую лабораторию Министерства чёрной металлургии СССР «Физика металлов и прочность». Будучи учёным с мировым именем, в 1973 году он с группой учеников перешёл на работу в Тольяттинский политехнический институт (ныне – ТГУ) по приглашению первого ректора Арона Наумовича Резникова. Здесь Михаил Аронович создал хорошо оснащённую кафедру «Металловедение и технология металлов», лабораторию НИЛ-10 и базовую лабораторию «Физика и технология упрочнения поверхности» Института металлургии и материаловедения АН СССР им. А.А. Байкова. До конца жизни он являлся заведующим кафедрой и научным руководителем этих лабораторий.
За свою научную карьеру Михаил Аронович Криштал опубликовал самостоятельно и совместно со своими учениками и сотрудниками около 650 печатных работ. Среди них 16 монографий и книг (в том числе 10 в центральных изданиях, 1 монография переиздана в Вашингтоне). Имел 50 авторских свидетельств на изобретения. Его работы по изготовлению специальных изделий методами глубокой вытяжки, штамповки взрывом и гидроэкструзии, промышленного получения высокочистого вольфрама, молибдена, сплавов на их основе и композиционных материалов получили широкое промышленное применение и широкую известность у нас в стране и за рубежом.
О Михаиле Ароновиче сегодня вспоминают его коллеги…
Секрет успеха
Юрий Казаков, профессор кафедры «Сварка, обработка материалов давлением и родственные процессы» ТГУ:
– С Михаилом Ароновичем Кришталом я познакомился в 1977 году. Довольно часто мне приходилось встречаться с ним в процессе учебной и научной работы в ТПИ. От встреч и совместной работы с ним у меня остались самые благоприятные воспоминания. Это действительно был самый настоящий учёный, создавший в ТПИ научную школу материаловедения, которая живёт и развивается до сих пор уже в Тольяттинском государственном университете усилиями и достижениями его учеников.
Впечатляют и человеческие качества Михаила Ароновича, особенно его критическое отношение к собственным возможностям. Однажды я задал ему вопрос о причинах хрупкого разрушения соединений малоуглеродистых сталей при контактной точечной сварке. Он, подумав, сказал, что с этим явлением не встречался и посоветовал мне заняться им. Вспоминается его отношение к учебному процессу. Даже во время тяжёлой болезни он читал лекции студентам, сидя в кресле, поскольку считал, что замена его другим преподавателем посреди учебного семестра отрицательно скажется на качестве усвоения студентами материала лекций.
Однажды между кафедрами «Обработки металлов резанием» и «Материаловедения» возник спор относительно содержания курса «Технология металлов». Арон Наумович Резников считал, что часть этого курса, посвящённая обработке металлов резанием, должна читаться на его кафедре. Но Михаил Аронович спокойно и настойчиво отстаивал своё убеждение, что дробление курса ухудшит усвоение его студентами. Мне, работавшему тогда проректором по учебной работе, пришлось выступить судьёй в этом споре. Точка зрения Михаила Ароновича победила: качество обучения – главнее всего.
Большое внимание Михаил Аронович уделял практикоориентированному обучению. Он одним из первых поддержал идею создания сборников задач по специальным дисциплинам и написал такой задачник по материаловедению. К сожалению, в лихие 1990-е издать этот задачник не удалось. Думаю, что сделать это ещё не поздно – неплохо было бы издать его сейчас.
Однажды Михаил Аронович открыл мне секрет своих достижений. Оказывается, он ещё в юности дал себе зарок: каждый день писать минимум две страницы текста. Неважно о чём, но обязательно. А если получалось случайно больше, то на следующий день он всё равно писал 2 страницы. Результат: более 600 публикаций, 13 монографий, научная школа, и авторитет, и соответствующие титулы. Не сделать ли этот приём научной работы нашим общим правилом?
Глубокий интерес к науке
Михаил Выбойщик, профессор кафедры нанотехнологий, материаловедения и механики ТГУ:
– Михаил Аронович Криштал – крупнейшая личность в науке. Мне повезло, я познакомился с ним, когда трудился в оборонной промышленности, и в дальнейшем, с 1966-го по 1992 годы, работал под его руководством. Он многому меня научил, чем я пользуюсь в настоящее время и горжусь этим.
Поражает широта научных интересов Михаила Ароновича и разнообразие тематики его работ: от микропроцессов зарождения, миграции и взаимодействия дефектов кристаллического строения до реализации громадных промышленных проектов. Более двенадцати из начатых им в своё время работ в дальнейшем стали самостоятельными научными направлениями, широко реализованными в современных технологиях.
Удивительна статистика подготовленных им специалистов высшей квалификации: под его руководством защитились более ста кандидатов наук, из них 16 впоследствии защитили докторские диссертации и стали авторами самостоятельных научных направлений, расширивших методы и основы, заложенные профессором Михаилом Ароновичем Кришталом.
Михаила Ароновича отличали большое чувство ответственности, высокий профессионализм, преданность и глубокий интерес к науке и научным разработкам. Принципиальность и требовательность в научных и производственных вопросах сочетались в нём с чутким и внимательным отношением к людям. Благодаря этим качествам он пользовался заслуженным уважением как учёный, организатор и педагог в коллективах, в которых он работал и с которыми сотрудничал.
Научил, как правильно грести
Юрий Лившиц, директор гуманитарно-педагогического института ТГУ:
– Они начали дружить как-то сразу, без преамбул и притираний: Анатолий Эммануилович Лившиц, учёный, историк, уже тогда получивший доверие многих сотрудников Тольяттинского политехнического института, молодой доктор наук, обаятельный и очень порядочный человек, к которому люди тянулись, как к теплу в стужу, и исполинского телосложения, красивый, с низким раскатистым баритональным голосом, переходящим в особые моменты просто в густой бас, всегда стесняющийся своего присутствия там, где есть люди мельче него, тоже доктор наук, основатель своей научной школы, тульский профессор-оружейник Михаил Аронович Криштал. Вот такая фраза сложилась, по-другому не вышло. Удивительная улыбка очень скромного, неимоверно сильного и уверенного в себе зрелого мужчины покоряла всех. Он всегда старался говорить тише. словно боясь кого-то разбудить, но иногда голос его вырывался на свободу, и тогда дрожали стёкла и посуда: «Гори, гори моя звезда…». Он великолепно пел, и умел слушать. Они часами были вдвоём с моим отцом. Двум российским интеллигентам всегда было о чём поговорить: о власти и её свершениях, об институте и его проблемах, о новых романах Гроссмана или Пикуля, о том, что так часто обсуждали на кухнях российские умные люди – Солженицына и Аксёнова и многое другое…
Михаил Аронович Криштал – абсолютно штучный эксклюзивный человеческий экземпляр, всегда и во всём имеющий своё точное и определённое мнение на любой счёт. Именно это и делало его непререкаемым лидером во всём. чем бы он не занимался. Он не давил и не кричал. Говорил тихо, мне, например, подростку 13-ти лет: «Понимаешь, деточка, здесь сильное течение. И нужно лодку держать немного наискосок, чтобы не снесло...» Вот я и гребу, дорогой Михаил Аронович так, чтобы не сносило нашу лодку... И ещё, он был очень счастливый человек. Он всю жизнь любил одну удивительно красивую и умную женщину, свою жену Людмилу Евгеньевну, которой любовались все: и мужчины, и женщины. Изумительная пара людей, настоящих, глубоких, искренних, создавших и детей своих талантливыми людьми...Долгая и светлая ему память.
Текст: Диана Стуканова
P.S. В заголовке материала – цитата из стихотворения Елены Штерн «Учителя не умирают».
188
просмотров