Учёный ТГУ рассказал о преподавании, исследованиях и Китае
Учёный ТГУ рассказал о преподавании, исследованиях и Китае.jpg
Илья Соснин – кандидат физико-математических наук, начальник лаборатории химических методов элементного анализа материалов научно-исследовательского института прогрессивных технологий ТГУ. В марте 2024 года он посетил Китай, где обучал студентов Чанчуньского политехнического университета. Столкнувшись с языковым барьером, Илья Соснин понял, что необходимо учиться учить и понятно преподносить информацию. Лекцию он посвятил классификации идей, логическому построению рассуждений и доведению исследования до результата. Учёный поделился личным опытом и методами систематизации работы, а также дал рекомендации по преподаванию аспирантам ТГУ.
– У меня есть определённый педагогический опыт – я читаю онлайн-лекции. Когда я был в Китае, я осуществлял педагогические эксперименты, и у меня возникла идея преподнести результаты этого эксперимента аспирантам, которые тоже планируют заниматься преподавательской деятельностью. Я расскажу, что такое, с моей точки зрения, методология науки, и каким образом можно строить мысль, чтобы находить какие-то результаты и избавлять себя от большого количества экспериментов, – сказал Илья Соснин, начиная лекцию.
Чтобы решить проблему хаоса идей, учёный обратился к работам Бертрана Рассела, британского философа конца XIX – начала XX века. Для поиска решений по систематизации мыслей спикер посоветовал методологические пособия Ю. В. Казакова, А. А. Богданова и других учёных.
– Я нахожусь в ситуации, в которой находится, наверное, любой аспирант, любой молодой исследователь, который стоит перед какой-то новой задачей. В голове хаос идей, каких-то мыслей, которые больше похожи на эмоции, но уже пора действовать и принимать решения, – отмечает Илья Соснин.
За время своей работы Илья Соснин выделил 5 принципов построения процесса работы над исследованием, о которых рассказал слушателям. Специалист уверен, что начинать работу нужно с первоисточников, затем приступать к поиску оригинальных идей и систематизированию мыслей. Не менее важным лектор считает формулировку практического применения идей и поиск исторической миссии исследования.
– Достаточно занимательная и информативная лекция. Наверное, студентам тяжело понимать, когда преподаватели углубляются далеко в историю. Но мне, с точки зрения аспиранта, это интересно, ведь такие исследователи стояли у первоисточников того, что мы имеем сейчас, – рассказал о своих впечатлениях Олег Синичкин, целевой аспирант, преподаватель кафедры «Промышленная электроника» института машиностроения ТГУ.
Лекция прошла в рамках Всероссийского Фестиваля науки «Наука 0+». Запись можно посмотреть по ссылке.
Илья Соснин – выпускник Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева (Москва, 2010), победитель конкурса «Молодой ученый» (2017). Проходил обучение в Тартуском Университете (Эстония, 2015), Научном центре Юлиха (Германия, 2019), Датском Техническом Университете (Дания, 2020). Соавтор 30 научных работ, индексируемых в Web of Science и Scopus, и девяти патентов РФ.
Ксения Байдова, студентка ТГУ