Тольяттинцы сами дадут городу новую жизнь
Тольяттинцы сами дадут городу новую жизнь.jpg
Организаторы воркшопа «Ребрендинг Тольятти» – Центр урбанистики и стратегического развития территорий и Центр стратегических инициатив Тольяттинского госуниверситета. В качестве экспертов были приглашены исполнительный директор НФПК, модератор мероприятия Ирина Аржанова (Москва), ректор ТГУ Михаил Криштал, член правления Национальной инициативы «Живые города» Александр Старков (Ижевск),директор проектов КБ «Стрелка», руководитель программы повышения качества среды моногородов Антон Иванов (Москва),руководитель проекта «Итальянский парк» в Тольятти Марко Резидори, а такжекоординатор ассоциации «ИЛДА/Паратиссима», профессор по специальности урбанистики при Политехническом университете Турина (Италия) Роберто Альбано идиректор студии дизайна и бренд-маркетинга «Беллиссимо», основатель и президент проекта «Опен Хаус Турин» Лука Балларини (Италия).Участники мероприятия – активные горожане, представители власти и бизнес-сообщества, студенты опорного ТГУ и других вузов Тольятти.
Ребрендинг Тольятти в идеале должен отразить всё лучшее, что есть в городе, и воплотиться в идею, которая объединит горожан, – такая установка прозвучала в первый день работы воркшопа от организаторов и модераторов. И именно в этом направлении действовали модераторы, эксперты и члены рабочих групп, чтобы собрать воедино все особенности города. Так, Ирина Аржанова оценила инициативу ТГУ по проведению воркшопа «Ребрендинг ТГУ» как смелый и амбициозный шаг со стороны вуза и признала, что тема ребрендинга для города крайне актуальна.
– Очень важно, что площадкой для проведения воркшопа выбран университет. Опорные вузы фактически ощущают себя частью города, в котором они расположены, занимая проактивную позицию по отношению к его жителям. Они активно вышли в городское и региональное поле, в систему проектного управления и реализуют функции продвижения культурной политики – фактически берут на себя ответственность быть пилотом по развитию города, – конкретизировала Ирина Аржанова. – ТГУ является не только федеральным университетом, расположенным на конкретной территории, но и региональным, который работает системно в интересах развития региона.
Заместитель главы г. о. Тольятти по финансам, экономике и развитию Алексей Бузинный, выступая на открытии воркшопа,сказал о необходимости выявить понятную всем айдентику (визуальную идентификацию – Прим. ред.).– Нам нужно найти из многообразия представлений о городе что-то своё, отличающее только Тольятти. Конечно, сильна ассоциация Тольятти с брендом Lada – что, кстати, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но пора менять такое представление. И прежде всего, необходимо определить целевую аудиторию ребрендинга – инвесторы, туристы или таланты – для кого Тольятти будет представлять интерес и для кого станет площадкой для развития, – констатировал Алексей Бузинный.
Это, по сути, стало ещё одной инструкцией для участников воркшопа в части того, в каком направлении им необходимо размышлять над позиционированием Тольятти.
О необходимости учитывать ценности и самоощущения тольяттинцев при разработке жизнеспособного бренда сказал и ректор опорного Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал. Причём говорил он о вполне конкретных примерах, уже реализованных в Тольятти. Университет был создан в 2001 году, путём объединения Тольяттинского политехнического института (ТПИ) и Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета (ТФ СГПУ). Однако долгое время слово «университет» вообще не связывали с ТГУ, и чаще говорили ТПИ. Поэтому вопрос развития собственного бренда был одним из важнейших.
– ТГУ заинтересован в развитии бренда Тольятти, потому что мы находимся в Тольятти, мы находимся на этой территории и от её привлекательности зависит, кто к нам придёт учиться, – подчеркнул Михаил Криштал. – Бренд – это то, что мы есть, то, что о нас говорят и то, что мы сами о себе говорим. Поэтому работая над брендом Тольятти, нужно выявить тот набор клише, который существует, выявить те образы, к которым мы стремимся, понять, как эти образы реализовать или насколько они вообще достижимы. Необходимо задуматься о том, как сделать так, чтобы мы сами начали о себе правильно говорить, и чтобы о нас начали правильно говорить.
Сегодня ТГУ уже не воспринимается горожанами исключительно как классический центр образования. Это и дискуссионная площадка, на которой можно обсуждать пути развития города (в том числе и его бренд), и научно-исследовательский центр по различным компетенциям, центр инжиниринга и IT-подготовки. Постепенно появляются и элементы цифрового кампуса, цифровая образовательная среда и т. д. По сути, от ребрендинга университета ТГУ идёт к ребрендингу Тольятти, поскольку все новации выходят за пределы вуза и становятся доступными всем горожанам.
Как отмечали участники воркшопа в ходе обсуждений, от «итальянского» имиджа Тольятти не избавиться. Во-первых, с советских времён у Тольятти и итальянского Турина достаточно сильные экономические и культурные связи. Во-вторых, название города всегда будет ассоциироваться с Италией: Пальмиро Тольятти – итальянский коммунист, который хотя и никогда не бывал в нашем регионе, но всё же стал «своим» на волжских берегах. Возможно, именно поэтому на воркшоп были приглашены итальянские специалисты в сфере урбанистики, городского дизайна и брендирования Лука Балларини и Роберто Альбано. По объективным причинам сеньор Балларини не смог прибыть в Тольятти, но прочитал лекцию участникам рабочей мастерской по скайпу, рассказав о методологии городского ребрендирования...
Как и в каких направлениях должен развиваться город? Каков образ Тольятти в видении жителей, гостей? Как идентифицируют себя сами тольяттинцы? Каковы ценности Тольятти, которые стоит продвигать вне городских и региональных границ? Какие ресурсы нужны для этого? Ответы на эти вопросы в ходе дискуссий и «мозговых штурмов» искали участники международного воркшопа «Ребрендинг Тольятти» (International Workshop «Branding or Ending?»). Подробнее о трёх днях работы воркшопа читайте и смотрите на сайте молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» ТГУ.