ТГУ отправляет в Европу второго «Скорпиона»
ТГУ отправляет в Европу второго «Скорпиона».jpg
Болид получил название «Black Scorpion G2». Уже этим летом он выступит на нескольких этапах соревнований Formula Student (FS).
По правилам, для участия в FS команда студентов должна каждый год готовить новый болид. С одной стороны, это отнимает много времени, сил и средств, с другой – даёт возможность каждый раз создавать более технически совершенное гоночное средство, учитывая все те новшества, которые появились в инженерной среде за последнее время.
Так, особенностью второго «Скорпиона» стало использование в его конструкции полимеров: ресивер был отпечатан на 3D-принтере с помощью аддитивных технологий. Это позволило уменьшить вес модели без потерь в скоростных характеристиках. Ресивер изготовила московская фирма «INNOVAX». Капитан первой гоночной команды ТГУ (2009-2010 гг.) Семён Корсаков является её сотрудником, он и помог наладить это сотрудничество. В создании машины также принимали участие и другие партнёры проекта: названия всех компаний нанесены на поверхность болида.
– В этом году мы сделали ещё один шаг в аэродинамике, – объясняет капитан Togliatti Racing Team Виктор Сметанин. – Теперь у нас присутствует не только заднее антикрыло, но также переднее и боковые, что позволяет повысить управляемость автомобилем на трассе. Также совместно с кафедрой «Энергетические машины и системы управления» мы провели настройку двигателя и достигли примерно такой же энерговооружённости, как у «Чёрной пули» (болид, который студенты ТГУ создали в 2015-2016 гг. – прим. редактора).
К созданию нового болида студенты приступили осенью прошлого года, хотя первые операции – разработки в 3D-моделировании и конструировании – начались ещё летом 2018-го. Впервые машину готовили по немецкому регламенту – речь идёт о технических особенностях конфигурации. Требования, которым должен соответствовать болид, в немецком регламенте более жёсткие, поэтому пришлось потрудиться.
– Мы сохранили ту же платформу, что и в прошлом году, но ввели серьезные, коренные, я бы сказал, изменения в конструкцию этой машины. И решили не менять название, поэтому перед вами второе поколение – «Black Scorpion G2», – рассказал консультант TRT, заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Александр Бобровский.
Максимальная скорость, на которую способен новый болид, составляет 193 км/ч, но это лишь условная величина, высчитанная при проектировании. В действительности, во время соревнований машина вряд ли разгонится быстрее 140 км/ч – не позволит конфигурация трассы. Кроме того, по словам Александра Бобровского, в болидах FS более важны манёвренность, управляемость на резких поворотах, стабильность пилотирования.
Возможности второго поколения «Black Scorpion» были тут же продемонстрированы: пилот команды сделал несколько кругов на небольшом (по меркам гоночных трасс) участке площади перед главным корпусом университета. Ректор ТГУ Михаил Криштал, явно довольный увиденным, отметил, что машина, действительно, мощнее и манёвреннее своего предшественника, а также интереснее по аэродинамике – более устойчивая и лёгкая в управлении.
– Команда ставит перед собой задачу ещё выше подняться в международном рейтинге. Думаю, есть очень хорошие шансы. Мы и сейчас опережаем в рейтинге все российские команды, хотим приблизиться вплотную к топовым командам, – рассказал Михаил Криштал. – Наш бюджет по созданию этого болида по европейским меркам ничтожный, и я всё время вспоминаю фразу Харальда Грюбеля (директор по инжинирингу «АВТОВАЗа» в 2015-2017 гг. – прим.ред.). Когда он познакомился с успехом нашей команды, он сказал – не бюджет делает проект, а команда делает проект. Это на самом деле так. Недавние визиты в ТГУ [главного дизайнера LADA] Стива Маттина (и [президента АВТОВАЗа] Ива Каракатзаниса показали: ребята могут произвести впечатление своей эрудицией, болидом, участием в международных соревнованиях. Наши иностранные вазовские коллеги с большим удивлением смотрят на всё это и признают, что это на самом деле мировой уровень.
Подтверждать этот уровень студентам ТГУ придётся на трассах Европы нынешним летом. Команда намеревается набрать не менее 300 баллов в мировом рейтинге Formula Student Combustion и Electric, а в идеале взять все 500. Это позволит TRT подняться в рейтинге на 50-100 позиций.
– В этом году мы зарегистрировались на 4 европейских этапа «Formula Student» – в Испании, Италии, Нидерландах и Венгрии. Они имеют достаточно высокий рейтинг, – рассказала руководитель проекта «Формула Студент ТГУ» Дарья Горохова, на счету которой этот болид уже четвёртый. – Также традиционно получили приглашение на московский этап, он состоится в сентябре. А первый выезд уже в июле на «Smart Moto Challenge» в Барселоне.
В завершение презентации студенты гоночной команды попросили у ректора ТГУ автограф, после чего на чёрном болиде появилась ещё одна белая надпись – «Удачи!».
Отметим, что работа команды Togliatti Racing Team в Тольяттинском государственном университете, а также её выступления на российских и международных этапах Formula Student осуществляются в рамках реализации стратегического проекта «Высшая инженерная школа» Программы развития опорного университета.
Для справки
«Формула Студент» – это международный образовательный проект, целью которого является формирование инженерного мышления у студентов и воспитание специалистов, готовых к решению боевых творческих задач. Уже больше 30 лет этот проект является крупнейшим инженерным соревнованием, не имеющим аналогов в мире.
За один год команда, собранная исключительно из студентов, проживает полный жизненный цикл автомобилестроительной компании, производящей спортивные автомобили особого класса мелкой серией. Болид должен быть построен в соответствии с техническим регламентом проекта, который обновляется каждый год.
Для успешного существования участникам команды приходится решать конструкторские и технологические задачи наравне с финансовыми и кадровыми. Ценность проекта заключается в уникальной возможности преобразовать полученные на занятиях теоретические знания и навыки в прикладные.