03 декабря 2024

ТГУ использует Big Data для трансформации образования

На семинаре Министерства науки и высшего образования РФ начальник отдела технологий онлайн-образования Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Анна Богданова представила проект, направленный на персонализацию образования.
ТГУ использует Big Data для трансформации образования

Семинар Минобрнауки был посвящён анализу эффективных практик проектов ФИП и собрал представителей 70 вузов страны, спикерами выступили специалисты 10 университетов. Статус ФИП (федеральной инновационной площадки) присваивается на конкурсной основе вузам, которые работают над масштабными образовательными проектами федерального уровня и внедряют лучшие практики в передовых научных направлениях.

Анна Богданова рассказала об опыте реализации ФИП «Построение адаптивной модели дистанционного онлайн-обучения на основе технологий больших данных (Big Data) и анализа цифрового следа студентов и преподавателей» в ТГУ. Его цель – решить несколько актуальных проблем: студенты испытывают трудности из-за отсутствия гибкости и персонализации в онлайн-курсах, что снижает их мотивацию, а университету необходимо обеспечивать высокое качество образования в условиях роста числа онлайн-студентов.

– Для этого вузу требуется система, которая будет отслеживать и анализировать поведение студентов на платформе, выявлять риски и разрабатывать индивидуальные образовательные рекомендации, – поясняет Анна Богданова. – Площадкой для анализа и применения технологий больших данных стал проект «Росдистант», разработанный в ТГУ в 2015 году.

«Росдистант» – запатентованная экосистема, которая включает дистанционный приём, обучение и сопровождение студентов вплоть до выпуска. Все действия студентов фиксируются в специальном хранилище данных (LRS – Learning Record Store), где собирается полный цифровой след каждого студента. Проект «Росдистант» работает по международному стандарту xAPI (Experience API), обеспечивая высокое качество и стандартизацию данных.

– Более 75 % действий студентов фиксируются платформой, предоставляя достоверные и полные данные для создания моделей поведения и прогнозирования успеваемости учащихся, – отмечает Анна Богданова. – Система цифрового следа и аналитики в онлайн-образовании позволяет не только отслеживать прогресс студентов, но и активно влиять на их мотивацию и вовлечённость. Интеграция различных образовательных платформ и библиотек расширяет доступ к ресурсам и делает процесс обучения более полным и целостным.

Проект стартовал в ТГУ в 2023 году: была проведена разработка нормативной базы, утверждены основные регламенты и положения программы, сформированы пробные выгрузки данных для анализа. В 2024 году был введён алгоритм для обработки данных об активности и успеваемости, разработана система рассылок (мотивационных, информационных).

– Коллеги проявили интерес к докладу. Наш проект, который позволяет создавать индивидуальные образовательные траектории, повышать удовлетворённость студентов и улучшать учебный процесс, получил высокую оценку экспертов, – говорит Анна Богданова. – Для меня было важно услышать мнение коллег из других ФИПов, обменяться опытом реализации успешных и результативных инновационных проектов и программ, над которыми работают федеральные инновационные площадки.

Тольяттинский госуниверситет (ТГУ) – трижды обладатель статуса Федеральной инновационной площадки. В 2012 году ТГУ создал экосистему «Росдистант», в 2018 году – проект «Умный университет». Теперь университет ставит цель создать персонифицированное обучение для онлайн-студентов, не уступающее очному.

Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды – одна из задач национальной цели «Цифровая трансформация», поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным. Она призвана обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования на международном рынке.

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019