06 апреля 2018

Судебная перестройка

3 апреля в институте права (ИП) ТГУ прошёл семинар на тему «Судебная реформа 2018» с участием преподавателей и студентов кафедры «Уголовное право и процесс» ИП ТГУ, а также приглашённых адвокатов, помощника судьи и сотрудника прокуратуры.
Судебная перестройка

Преподаватель кафедры «Уголовное право и процесс» Алексей Мурузиди рассказал, что такие встречи проводятся на кафедре регулярно: «Эти обсуждения полезны как преподавателям, чтобы вырабатывать какую-то концепцию, так и студентам, которых мероприятия стимулируют заниматься научной деятельностью. В современном мире юридическая профессия очень важна, потому что вся наша жизнь регулируется законами. А законы придумывают именно юристы. Вот как придумаем, так и будем жить», — считает Алексей Мурузиди.

На встрече участники познакомились с проектом федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Из названия видно, что проект предлагает внести существенные изменения в судебную систему РФ. В связи с этим участники семинара встретились, чтобы выявить плюсы и минусы документа и обсудить, что могут предложить преподаватели ИП ТГУ по улучшению текста законопроекта.

Алексей Мурузиди рассказал, что составление проекта закона предваряла диагностика работы судебной системы Российской Федерации, с проведением исследований для выявления ряда существенных проблем. Например, высокая нагрузка на судей, низкое качество кадрового отбора.

О возможных причинах принятия Верховным судом данного законопроекта высказалась помощник судьи Центрального районного суда Юлия Осьминина: «Я полагаю, что они борются с коррупционной составляющей. На сегодняшний день в областном суде находится три суда (апелляционной инстанции, первой инстанции, кассационной инстанции), все судьи находятся в одном здании, и они, соответственно, общаются, а это способствует коррупции».

Что нового?

1. Законопроект предусматривает создание девяти кассационных и пяти апелляционных округов на региональной основе (чем кассация отличается от апелляции – см. ниже).

2. Суды субъектов РФ сохранят свое значение, а пять создаваемых апелляционных судов будут пересматривать только те дела, которые суд субъекта РФ рассматривает по первой инстанции. Сейчас же апелляционные жалобы на такие решения уходят в Верховный суд.

3. Изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96г. №1 «О судебной системе Российской Федерации» – создание самостоятельных звеньев судебной системы – кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (федеральные суды, действующие в пределах территории соответствующего судебного апелляционного округа). Например, Самарская область входит в четвёртый апелляционный округ, суд которого будет находиться в Нижнем Новгороде (ул. Большая Покровская, 1а).

4. Компетенции судебной коллегии областных и равных судов предлагается отнести к рассмотрению дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым и вновь открывшимся обстоятельствам с исключением полномочий по рассмотрению в качестве суда апелляционной инстанции дел по жалобам.

5. Функции президиума областного и равного ему суда общей юрисдикции с принятием законопроекта будут ограничиваться принятием решений по организационным вопросам в пределах соответствующего суда.

Стоит отметить, что данная реформа напрямую не влияет на массу процессов, в которых участвуют непосредственно обвинители. Заместитель прокурора Тольятти, младший советник юстиции Владимир Исаев считает: «Если бы апелляционные округа были введены по жалованию районных судов, тогда была бы существенная революция, когда приходилось бы жалобу, представленную на приговор районного суда приносить в апелляционный суд, действующий на несколько областей. Мы улучшаем формирование единообразной практики спорных вопросов».

Текст законопроекта осмыслить за одну встречу было невозможно. И всё же некоторые из участников сделали для себя выводы. Владимир Корнуков, профессор кафедры «Уголовное право и процесс» подчеркнул: «Не надо путать, что есть арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые упоминаются в этом законе. Человек, осужденный областным судом, получит реальное право на рассмотрение дела вышестоящим судом, никак не связанным с субъектом никакими отношениями. С точки зрения процесса это совершенно другой подход, будет рассматривать свое решение, и отстаиваться своя позиция. Будет очень простая иерархия».

Такая реформа была нужна и все это понимают. С момента, когда арбитражные суды объединились, эта идея витала в воздухе. На мой взгляд, создание безусловной кассации благоприятно. Мы как действующие адвокаты постоянно сталкиваемся с тем, что кассационная инстанция не работает вообще, там рассматриваются редкие дела. Сейчас у нас условная кассация, заключающаяся в том, что мы подаём жалобу, и судья этой инстанции решает, передать её на рассмотрение президиума или нет. Для меня этот вопрос всегда был очень актуален. Последние несколько лет жалобы остаются без ответа. Конечно, в этой системе есть ещё один большой плюс: из-за того, что административно-территориальное и окружное деление не будут совпадать, будут исключаться элементы коррупции, влияние местных элит на то, чтобы члены областного суда могли каким-то образом сказать районным судам, как лучше выносить решение приговора», — прокомментировалаадвокат коллегии адвокатов «Легал» Светлана Можарова.

 

Для справки:

В основе реформы судебной системы лежит: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 13.07.17 № 28: «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Подача апелляции автоматически влечёт её рассмотрение в судебном заседании, а кассация по существу никогда не имела такого свойства – подача кассационной жалобы не влечёт за собой судопроизводства.

Текст: Анастасия Черванёва

Фото: Артём Чернявский

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019