Прекрасный мир творили словом
Прекрасный мир творили словом.jpg
Организатор конкурса – кафедра «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ. Соревновались между собой в выразительном чтении тольяттинские школьники 5-11 классов. От каждой школы по четыре участника. В конкурсе было три номинации: ораторское мастерство, выразительное чтение и творческая работа (рассказ, стихотворение, видеоролик).
До 2017 года включительно мероприятие называлось «Конкурсом выразительного чтения» и в нём была лишь одна номинация. В 2018 году сотрудники кафедры решили сделать конкурс комплексным. По словам доктора филологических наук, профессора кафедры Людмилы Сомовой, новое название мероприятия родилось не просто так. На сегодняшний день люди страдают от речевой агрессии, то есть не умеют пользоваться своей речью, словом. Они не только искажают и меняют все слова русского языка, но и загрязняют речь словами-паразитами.
– Нужно найти способ бороться с этим лингвистическим криминалом. Весь мир, особенно интернет, распространяет речевую агрессию, идёт информационная война, и всё это стирает высокое, красивое слово. Благодаря таким стихотворениям, которые сегодня читали ребята, мы ещё можем помнить, что такое слово, – прокомментировала Людмила Сомова.
На конкурсе участники разделились на две аудитории в четыре группы: творческая работа, ораторское искусство и две группы выразительного чтения. В обеих аудиториях зрители приготовились не только слушать, но и оценивать – выбирать лучшего чтеца, которому вручат приз зрительских симпатий. Слушателям раздали карточки двух цветов: золотые и белые. Золотая карточка означала оценку «блестяще», белая – «хорошо».
Школьники читали стихотворения на взрослые и серьезные темы. Большинство учащихся выбрали произведения Александра Солженицына, Фёдора Тютчева, Владимира Высоцкого, Бориса Заходера и других. Не случайно были выбраны именно эти поэты – в этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Исаевича и Бориса Владимировича, 215 лет со дня рождения Фёдора Ивановича и 80 лет исполнись бы Владимиру Семёновичу.
С выбором тем для других номинаций помогли организаторы. Для «Ораторского мастерства» порекомендовали задать себе вопросы и обратиться к следующим темам: «Что читать и зачем читать?», «Речь во славу гаджетов», «Блогеры книги читают?». Однако подавляющее большинство участников выбрали тему «Что станет с книгой в 21 веке?».
Для номинации «Творческая работа», юные таланты подготовили рассказы и видеоролики, посвящённые книге, прогрессу, мотивации и самореализации человека.
Всех юных чтецов наградили дипломами участника. Чтобы определить победителей и призёров, членам жюри понадобилось немало времени. Школьники настолько хорошо преподнесли себя и одинаково высоко подготовились, что трудно было выделить кого-то. Но всё-таки победители были определены, хотя и не во всех номинациях.
– Меня больше всего поразили девушки, которые читали Высоцкого так, будто это он сам нам читал. Это были сложные, мужественные стихотворения с экспрессивной подачей. В конкурсах всегда присутствует момент субъективности. Разброс мнений в жюри сегодня был большой, но что касается первого места в номинации «Выразительное чтение», так тут все были единодушны, – отметил член жюри, тольяттинский поэт Семён Краснов.
Первое место в номинации «Выразительное чтение» среди младших классов занял Савелий Сергеев, который прочитал "Дрозд" И.С. Тургенева, среди старших победила Алена Грачёва со стихотворением В.С. Высоцкого «Чечётка». Победитель в номинации «Ораторское мастерство» – Роберт Богданов, он подготовил выступление на тему «Что станет с книгой в 21 веке?».
Текст: Мария Колесникова
Фото: Артём Чернявский