Предпринимательство как феномен
Предпринимательство как феномен.jpg
Предпринимателем может стать не каждый. Более того, определить сходу, кого в бизнесе ждёт успех, нелегко. У каждого предпринимателя свой путь в бизнес, своя мотивация, почему они решили работать на себя. Феномен предпринимательства в Тольятти с научной точки зрения изучила Татьяна Иванова, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Журналистика и социология» ТГУ. Выводами она поделилась с коллегами на Всероссийской научной конференции XVII Ковалёвские чтения «Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы».
Социология активно занимается изучением различных подходов к феномену предпринимательства, в ТГУ же впервые проанализировали данные именно применительно к Тольятти.
В основе доклада социологическое исследование, проведённое в ТГУ с 1 ноября 2022 года по 25 марта 2023 года. Количество участников опроса: 1436 человек.
– Результаты показывают, что среди респондентов преобладают мужчины – 71 %, это свидетельствует о преобладании мужского населения в предпринимательской отрасли и большей склонности к принятию на себя социальных и имущественных рисков, – поясняет Татьяна Иванова.
То есть своё дело в Тольятти открывают преимущественно мужчины, причем большая часть из них имеют высшее образование.
В зависимости от финансовых возможностей предпринимательство в Тольятти разнится по сферам деятельности. Большая часть малого бизнеса приходится на торговлю, а основная часть среднего бизнеса занимается транспортом, ремонтом, строительством, монтажом. Здесь статистика по Тольятти совпадает с данными по стране, по информации Росстата, большая часть малого и среднего бизнеса в РФ занята в сфере торговли.
– Тольяттинские предприниматели не стремятся рисковать, внедрять инновации, расширять деятельность своего предприятия. Но это связано отнюдь не с нежеланием модернизировать свою работу. Скорее всего, причина кроется в сложившейся внешне – экономической ситуации, – говорит Татьяна Иванова.
В ходе исследования предприниматели сформулировали основные ценности, среди которых получение прибыли не на первом месте. Важнее всего для них реализация в профессии, образование, семья, общественная активность, увлечения, хобби, власть, социальный статус, свобода выбора и уже потом предпринимательский доход.
В будущее бизнесмены Тольятти смотрят с оптимизмом. Большинство респондентов (54%) планируют заняться поиском новых рынков сбыта; 36 % опрошенных собираются искать новых партнеров для увеличения объема бизнеса; у 9% в планах обновление ассортимента.
Если оценивать ответы на вопрос о посещении тренингов и семинаров, направленных на приращение знаний, то большинство бизнесменов не ходят на них совсем (85%) или крайне редко (13% респондентов).
Две трети действующих предпринимателей Тольятти считают, что не смогли бы найти себе другое место работы, не видят себя в другой отрасли, профессии.
– В сложившихся непростых экономических условиях бизнесменам приходится прилагать значительные усилия, чтобы сохранить свое дело или улучшить его. Это, безусловно, является положительным условием, поскольку в ситуации возросшей конкуренции нужно модернизировать производство, становиться более социально-ответственными. У них просто не остается другого выбора, если они хотят «остаться на плаву», пользоваться поддержкой государства и доверием общества, – заключает Татьяна Иванова.
Выводы исследования имеют важное значение для изучения и анализа деловой предпринимательской среды Самарско-Тольяттинской агломерации.
1056
просмотров