Первокурсникам ТГУ рассказали о карьерных возможностях

В рамках проектной недели Startup Week 2024 в Тольяттинском госуниверситете состоялись пять лекций от экспертов в сфере информационных технологий, образования, машиностроения и химии. Первокурсники ТГУ узнали о том, как устроен проект, какие профессиональные задачи может решать педагог с помощью искусственного интеллекта, каковы последние ИТ-тренды и как будет развиваться химическая отрасль в ближайшие годы.
Первокурсникам ТГУ рассказали о карьерных возможностях

«Best Practice. Проект „Формула Студент“» – название лекции заведующего кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» ТГУ Александра Бобровского отлично отразило её суть. Проект «Формула студент», который реализуется в ТГУ уже 17 лет, является лучшей студенческой практикой. Его участники ежегодно сами конструируют гоночный болид. Результаты своей работы студенты представляют на российских и международных инженерно-технических соревнованиях «Формула Студент». На сегодня формулисты ТГУ – команда Togliatti Racing Team – семикратный победитель «Формула Студент Россия» и лидер среди российских команд в международном рейтинге студенческих «Формул».

Проектная деятельность реализуется в ТГУ с 2017 года. Первокурсники только включаются в неё. Как подчеркнул Александр Бобровский, на примере «Формулы Студент» удалось показать, что такое проект, из чего скидывается работа команды в проекте, как привести проект к успеху.

– «Формула Студент» – один из лучших примеров ТГУ с точки зрения реализации проектной деятельности и по срокам существования проекта, и по его значимости, и по его впечатляющей технологичности и наукоёмкости. И на этом примере первокурсники увидели, как они должны строить свои проекты, над которыми работают сейчас. Это обязательный дедлайн, прогнозирование ресурсов (которые часто ограничены), чёткость целей – для чего этот проект, как получить от него прибыль, – отметил Александр Бобровский. – Проект заинтересовал ребят, задавали достаточно грамотные вопросы о разработке электрического болида. Несколько студентов заинтересовались «Формулой Студент». После лекции написали нам в группу во «ВКонтакте» с просьбой рассмотреть их кандидатуры. Уверен, что в ближайшее время новички уже смогут показать себя и свои способности в проекте.

Александр Бобровский общался со студентами института машиностроения ТГУ и передовой инженерной школы «ГибридТех». Однако стать частью проекта «Формула Студент» также могут будущие экономисты, дизайнеры, журналисты, электрики, программисты, лингвисты. Для каждого найдутся профессиональные задачи. Во время соревнований «Формула Студент», помимо презентации самого автомобиля и проверки его ходовых качеств, судьи оценивают бизнес-план производства болида, представляют полный отчёт о стоимости.

Интерес студентов ПИШ «ГибридТех» вызвала и встреча с Ольгой Кавтаскиной, директором проекта по корпоративной и продуктовой стратегии АО «АВТОВАЗ». Она подробно раскрыла особенности трендов в автомобильной промышленности.

– Действующие тренды и их влияние на автомобилестроительную отрасль − база для будущего инженера. Не понимая, что происходит на микро и макроуровне, успешного инженера не будет, – сказала Ольга Кавтаскина. – Со студентами мы рассмотрели суть и скорость изменения промышленных и потребительских технологий, тему будущей автомобильной индустрии до 2035 года. Также поговорили про тренды перспективных профессий. Востребованными будут специалисты, выполняющие высокоуровневые задачи: управление людьми, коммуникация с контрагентами, поиск нестандартных решений, разработка методологии, − и обладающие необходимым набором «мягких» навыков. Эта информация для нашей талантливой и амбициозной смены точно пригодится для выработки стратегии своего обучения, выбора места работы и будущей карьеры. Диалог со студентами получился. Была приятно удивлена качественными вопросами, которые возникали у аудитории, приятно, что тема вызвала живой интерес, в том числе и по таким перспективным и непростым вопросам как водородная энергетика, электромобилизация.

Какие вызовы стоят перед химией XXI века и как на них планируют отвечать учёные и специалисты химпрома – на эту тему говорил со студентами Сергей Соков, доцент центра медицинской химии ТГУ. В частности, он подчеркнул значимость химической науки и химического производства для экономики страны. «Химический след» присутствует сегодня практически во всех сферах деятельности, в том числе в производстве одежды, мебели, автомобильных деталей. В Тольятти расположен один из крупнейших в стране химических кластеров. И на его предприятиях – АО «Тольяттиазот», ПАО «КуйбышевАзот», ООО «Тольяттикаучук» – востребован труд не только химиков, но и строителей, энергетиков, конструкторов. Поэтому научно-популярная лекция о многогранности химической науки была интересна не только первокурсникам института химии и энергетики ТГУ.

Дополнительно Сергей Соков дал рекомендации по оформлению презентаций, по отбору данных для них, созданию инфографики.

– По итогам работы на проектной неделе студенты должны представлять экспертам свой проект. Для этого нужна качественная презентация, чтобы во время выступления не говорить абстрактно, а познакомить жюри с идеей проекта, возможно продемонстрировать первые результаты или обратить внимание комиссии на качество проработки темы, подкрепив свой рассказ конкретными фактами, цифрами. Думаю, что наш небольшой мастер-класс пошёл на пользу студентам, – объяснил Сергей Соков.

О последних трендах в мире информационных технологий и о том, как развивать свои навыки, чтобы быть на шаг впереди, рассказывал приглашённый эксперт Startup Week 2024 – Алексей Воробьёв, генеральный директор компании «АльВиРити», резидент технопарка «Жигулёвская долина. Первокурсники кафедры прикладной математики и информатики ТГУ (именно они были основными слушателями лекции) узнали о перспективах нейросетевых технологий и цифровой трансформации экономики, а также получили представление о том, специалистов с какими знаниями, навыками и опытом ждут работодатели ИТ-компаний.

– В любой сфере деятельности важно, чтобы работать приходили именно свои люди, те, кто будет вовлечён в проекты, кто будет с уважением относиться к команде. Поэтому для себя мы приняли решение: растить кадры нужно со студенческой скамьи, – комментирует Алексей Воробьёв. – В разговоре с первокурсниками делал ставку на мотивацию, на то, чтобы ребята осознали себя и свои способности, поняли насколько они готовы идти в профессию. Хотелось бы, чтобы уже сейчас они составили для себя некую дорожную карту на ближайшие четыре года – следовали ей в процессе обучения в ТГУ и при необходимости корректировали. Такая стратегия позволит им уверенно двигаться вперёд, получать необходимые знания.

Об использовании в профессиональной деятельности информационных технологий шла речь на лекции начальника отдела технологий онлайн-образования ТГУ Анны Богдановой. Она познакомила студентов, выбравших гуманитарные направления подготовки, с применением технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовании и какие новые возможности они открывают для студентов и преподавателей.

– Здорово, что в рамках Startup Week студентов втягивают в проектную деятельность. Идея провести лекцию «Технологии ИИ в образовании» именно для студентов гуманитарно-педагогического института ТГУ возникла из желания познакомить их с практическими приложениями и потенциальным влиянием искусственного интеллекта в образовательной сфере, а также вдохновить их на поиск инновационных продуктов и подходов в образовании, – говорит Анна Богданова. – Тема эта практическая, и студентам, возможно, было бы интереснее больше взаимодействовать и участвовать в практическом обучении, например, как мы делали на форуме «Педагоги России: инновации в образовании» в ТГУ, где формат мастер-класса оказался более успешным в вовлечении участников. Думаю, стоит учесть этот опыт и в следующий раз на Startup Week предложить более интерактивные формат.

Впрочем, и без практики студенты положительно отозвались о лекции и полученной информации. В заполненных по итогам встречи анкетах они писали: «Было полезно узнать об инструментах, которые помогают лучше сформулировать запросы для ИИ».

– Тема использования искусственного интеллекта в образовании заинтересовала меня по двум причинам. Во-первых, я учусь на программиста. Во-вторых, мне просто хочется больше разобраться в том, что такое ИИ, как грамотно его применять в учёбе, в работе. Я раньше не особо использовал ИИ, не изучал его. Но благодаря лекции больше понимаю его потенциал и надеюсь, что буду применять именно в образовательных целях. Конечно, полностью полагаться на ИИ не нужно, это скорее как приятное дополнение , которое поможет ускорить работу, скажем, над курсовой, – сказал Андрей Люлюков, студент 1-го курса кафедры прикладной математики и информатики ТГУ.

Читайте также

все

ТГУ подключил школьников к решению инженерных задач

Более 100 человек стали участниками осенней инженерной школы в Тольяттинском государственном универс...

Эксперты КАМАЗа оценили подготовку инженеров в ПИШ ТГУ

Кураторы Передовой инженерной школы «Гибридные и комбинированные технологии» (ПИШ «ГибридТех») посет...

В ТГУ открылась инженерная школа для старшеклассников

За пять дней более ста тольяттинских школьников под руководством кураторов-студентов Тольяттинского...

ПИШ «ГибридТех» объединяет науку и производство

В Тольяттинском госуниверситете (ТГУ) стартовал цикл публичных научно-производственных лекций на баз...

У «ГибридТех» появится новый высокотехнологичный партнёр

Представители АО «Тольяттиазот» (ТОАЗ) посетили Тольяттинский госуниверситет (ТГУ) и осмотрели техно...

«ТГУ – один из ведущих технологических центров страны»

Сергей Вострецов, председатель Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, член Координационного совета Т...

Студенты ТГУ решают практические задачи для АВТОВАЗа

Первокурсники передовой инженерной школы «Гибридные и комб...
Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019