Образование в «цифре»
цифра.jpg
Об актуальных темах и задачах, которые стоят сегодня перед образовательными организациями в рамках реализации нацпроектов «Образование» и «Наука», рассказывают участники ММСО-2019 – заместитель директора по информационным образовательным технологиям ЦНИТ ТГУ Роман Боюр и директор института дополнительного образования ТГУ «Жигулёвская долина» Елена Даценко.
Московский международный салон образования (ММСО) - крупнейшее мероприятие в сфере образования в России и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Салон является платформой для развития диалога образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса по актуальным вопросам настоящего и будущего системы образования.
Допобразование в рамках нацпроектов
– Я принимала участие в работе секции по направлению «Дополнительное образование», где обсуждались три, на мой взгляд, самые важные и актуальные на сегодняшний момент темы, – рассказывает Елена Даценко. – В первую очередь, это дополнительное образование у дошкольников. Всё больше родителей проявляют интерес к дополнительному образованию детей раннего возраста помимо детского сада. Говорили о том, какие направления востребованы, как правильно выстроить программу, чтобы не травмировать детей психически и физиологически, почему «центры-развивайки» не помогают в развитии малышей, а, наоборот, тормозят. Вторая тема, вызвавшая жаркие дискуссии, это слияние общего и дополнительного образования через программы дополнительной предпрофессиональной подготовки, через метапредметность. Здесь обсуждалось, какие ещё есть формы взаимодействия со школами, в том числе и через кружковое движение национальной технологической инициативы нужно предусмотреть. Не меньший интерес вызвал и третий блок – развитие онлайн-кружков. Собственно, это и можно считать трендами в нашем направлении.
По мнению участников салона, в этом году заметно изменился формат мероприятия: стали более демократичными площадки, доступными для общения были представители не только профильных, но и смежных министерств – от специалистов до министра. Много говорили о федеральных проектах, детально прорабатывались основные моменты нацпроектов «Образование» и «Наука». Отдельная секция была посвящена взаимодействию с поставщиками продукции – учебников и оборудования – для образовательных организаций. Одним из наиболее обсуждаемых стал вопрос обучения иностранных граждан: как продвинуть экспорт образования, как реализовать новые проекты с иностранцами, через какие возможности это легче сделать.
– Нетворкинг оказался очень продуктивным, были и коммерческие переговоры, детали которых я пока не могу озвучить, – сообщила Елена Даценко. – Нам, в частности, задавали вопросы по реализации программ дополнительного образования у детей. В ТГУ – единственном вузе в Самарской области и одном из немногих в России – реализуется такое направление как Edutainment (игровое обучение) – это научно-интерактивное пространство «Эйнштейн». И этим мы, как вуз, уникальны. «Эйнштейн» – перспективный проект, который надеемся более широко представить в регионе. Кстати, с ним мы и познакомили участников «ММСО - 2019». Коллеги интересовались, как мы работаем на этой площадке, какие направления будем развивать, как совмещаем неформальное образование в государственном вузе.
Студентов «оцифруют»
В работе круглого стола «Цифровой университет как сервис» в секции высшего образования принял участие руководитель проекта «Цифровая трансформация ТГУ» Роман Боюр. Его доклад был посвящен опыту цифровизации университета, результатам и эффектам от трансформации его процессов. Отметим, что ТГУ находится в числе лидеров в вопросах цифровой трансформации в России. В декабре 2018 года вуз получил статус Федеральной инновационной площадки – проект «Умный университет» ТГУ, предполагающий цифровую трансформацию процессов федерального учреждения высшего образования, признан одним из наиболее значимых инновационных образовательных проектов России. Во многом этому способствовала успешная реализация уникального образовательного проекта федерального уровня «Росдистант» – это оригинальный формат и комплекс технологий дистанционного онлайн-обучения в высшем образовании.
Как сообщил Роман Боюр, вузы – участники круглого стола делились многолетним опытом автоматизации своих процессов, приводили примеры собственных проблем и достижений. Учреждения высшего образования активно развивают единую цифровую образовательную среду, пробуют интегрироваться с другими вузами и сервисами, используют в учебном процессе онлайн-курсы различных университетов и площадок. Тольяттинский госуниверситет, помимо собственного опыта, представил матрицу цифровой зрелости, при помощи которой каждый вуз может оценить степень глубины цифровой трансформации своих данных, процессов, систем и персонала.
В ходе обсуждения было отмечено, что назрели существенные изменения в законодательстве, что действующие нормы и критерии оценки качества образования не способствуют, а наоборот, тормозят развитие онлайн-обучения и цифровую трансформацию университетов в целом.
Ещё один тренд – работа с большими данными. Хороший пример, по мнению Романа Боюра, привёл коллега из Томского политехнического университета. Более десяти тысяч датчиков самолёта «Боинг» собирают за один полёт примерно 500 Гбайт информации. Представьте себе количество полётов в мире в день. Так вот, вся эта информация собирается и анализируется в компании «Боинг». И решение о профилактическом ремонте двигателя давно уже не принимается, исходя из времени эксплуатации, а основывается на выходящих за нормативные пределы показаниях датчиков – не важно, сколько налетал двигатель, месяц или десять лет. В результате эффективность ремонтов резко выросла, а стоимость – заметно упала.
– И теперь вузы-лидеры говорят о том, что нужно научиться собирать вот такие большие данные о каждом обучающемся студенте - то есть собирать его структурированный «цифровой след», на основе которого предлагать студентам точную диагностику (так называемый «цифровой компетентностный профиль») и тем самым дать им инструмент для осознанного построения своей индивидуальной образовательной траектории, – подчеркнул Роман Боюр. – Нужно отметить, что необходимость собирать «цифровой след» мы поняли достаточно давно, и в «Росдистанте» ещё четыре года назад была встроена система фиксации всего объёма учебного поведения студентов на базе стандарта xAPI. Но вот анализировать его и работать с результатами его анализа мы только начинаем. «Цифровой след» и его анализ – одно из наиболее перспективных направлений, обсуждавшихся на ММСО-2019.
Наталья ШУБЕРТ