Новый подход к военной подготовке в вузах
c7ffc94132fe8abf2ec2ef07217ed0de.jpg
По мнению Владимира Гутенева, «в настоящее время необходима усиленная подготовка специалистов для вооруженных сил, поскольку усложняется техника, возрастает внешняя угроза. Необходимо, чтобы эту технику обслуживали знающие молодые люди. В связи с этим считаю целесообразным изменить подход к обучению студентов на военных кафедрах в вузах и в военно-учебных центрах».
Предложение Гутенева, направленное на создание гибкой системы подготовки специалистов на военных кафедрах, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями для применения и эксплуатации новейших образцов вооружения и военной техники, было поддержано рядом экспертов и ректоров ведущих технических вузов страны. По итогам проведенного совместно с Российским союзом ректоров всестороннего обсуждения инициативы более 90 ректоров выразили свою готовность участвовать в эксперименте по реализации пилотных проектов.
Внесенный законопроект предлагает студентам, обучающимся в государственных вузах по очной форме, заключать договор с Минобороны об обучении по программам военной подготовки не только офицеров, но и сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса на военной кафедре с обязательным прохождением ими учебных сборов.
Авторы законопроекта, среди которых сенаторы и депутаты, считают, что принятие законопроекта позволит стимулировать добровольную подготовку граждан к военной службе и максимально использовать профессиональный уровень их подготовки в интересах формирования военно-обученного мобилизационного людского ресурса. Новая система военной подготовки позволяет всем студентам вузов пройти в ходе учебы и последующего учебного сбора военную подготовку и получить военно-учетную специальность.
Впервые инициативу по повышению качества призывников Владимир Гутенев озвучил еще в начале 2013 года. Тогда же предложения по внедрению двухступенчатого обучения студентов на военных кафедрах в вузах с целью повышения уровня умений и навыков военных специалистов были направлены Президенту России Владимиру Путину и министру обороны Сергею Шойгу. К инициативе Лиги содействия оборонным предприятиям по внедрению двухуровневой системы образования на военных кафедрах подключилось тогда и региональное академическое сообщество. Так, по словам ректора Тольяттинского государственного университета Михаила Криштала, предложение Лиги сегодня актуально, как никогда.
– Мы недавно получили запрос от министерства обороны на подготовку большого количества младших офицеров по трем специалитетам. Но сегодня их у нас нет, есть бакалавриат, и мы с трудом подобрали действующую программу, чтобы обеспечить подготовку хотя бы половины лейтенантов от того числа, что запросило Минобороны. В рамках многоуровневой системы высшего образования готовить квалифицированных офицеров можно лишь при условии продления срока обучения или сокращения объема учебной нагрузки по гражданской специальности. И то, и другое – неприемлемо. Инициатива, с которой выступила Лига, решает эту проблему, – отмечал ректор ТГУ еще в 2013 году.
С другой стороны, считает Михаил Криштал, внедрение двухступенчатого метода обучения на военной кафедре повышает интерес студентов к обучению на магистра. «После окончания магистратуры студенту будет присвоено офицерское звание, а потребность вооруженных сил в лейтенантах существенно ниже, чем в рядовых и сержантах. Так что, наряду с решением проблемы нехватки квалифицированных кадров в армии, новая система позволит министерству обороны регулировать свои потребности в рядовом, сержантском или офицерском составе», – рассказал он. Тольяттинский государственный университет сегодня является одним из немногих вузов, который сохранил и военную кафедру и учебный военный центр. Несмотря на это, как утверждает Михаил Криштал, университет «скован» новой системой двухуровневого образования бакалавриат-магистратура в части обучения офицеров. Поэтому ТГУ готов одним из первых в стране перейти на новую систему обучения на военных кафедрах. «Девизом ТГУ всегда было стремление обучить студентов жить и работать сообща, приобретать знания и соответствовать динамично развивающемуся миру. Наш вуз сам существует по этому принципу. Мы готовы поддержать любые здоровые инициативы, направленные на повышение качества образования наших студентов», – резюмировал ректор.