Новые горизонты
16 апреля в ТГУ состоялся круглый стол «Литературные горизонты: проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их решения». Его организатором выступила кафедра русского языка и литературы.
Модератором научно-практического симпозиума выступила доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ТГУ Людмила Сомова. В своей вступительной речи она кратко обозначила опорные моменты предстоящей беседы и перешла к непосредственному общению с участниками – учителями школ, преподавателями вузов и колледжей, научными работниками и студентами. «Как достичь подобного творческого самовыражения ученику в жанре школьного сочинения, когда он ограничен формальными требованиями?» – этот вопрос модератора и стал поводом к серьёзному научному обсуждению. Опыт таких известных учёных, как Николай Жинкин, Лев Выготский, Александр Лурия, Алексей Леонтьев, позволил осознать, что «мысль не выражается в слове, но совершается в слове». В школе, при написании сочинения, необходимо создать условия для разворачивания «внутренней речи» ученика. Участники круглого стола установили, что самыми эффективными методами считаются ассоциации, кластер и синквейн.
По словам кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и литературы ТГУ Татьяны Мартыновой, из-за отсутствия мотивации к чтению, современные дети совсем перестают это делать и всё чаще практикуют «чтение ради сочинения». Даже те 5-6 человек из класса, активно читающие рекомендуемую литературу, и то не успевают освоить предложенную программу полностью. Тут на помощь приходят сборники готовых сочинений и существующие образцы анализа произведения. Этот способ изучения литературы отвергается сразу. Альтернатива этому – изучение критической литературы: статей Виссариона Белинского, Николая Добролюбова, Дмитрия Лихачёва и др. По мнению преподавателей, это поможет глубже понять проблематику произведений и найти собственную точку зрения на поднятые темы.
В противовес российскому образованию, привели в пример финское, завоевавшее первое место по качеству обучения (об этом говорила профессор Галина Тараносова). По словам участников, проблема нашего образования связана с излишней предметностью, в то время как у финнов практикуется комплексное погружение в тему. То есть программы предметов организованы таким образом, что они все взаимосвязаны между собой. Кстати сказать, финны за основу своего образования взяли «русскую, советскую модель», которая во много раз превосходит сложившуюся на сегодня «экспериментальную» форму обучения.
Считается, что за последние 10 лет мы разучились писать сочинения. А по статистике нашего города, из 430 учителей литературы каждый четвёртый – пенсионер (молодых учителей всего 36 человек). По словам одной из участниц, именно поэтому такие встречи должны проводиться: кто-то должен следить за тем, чтобы учителя постоянно обучались на семинарах и специальных курсах, а ученики были психологически подготовлены к предстоящим изменениям в школьной программе.
На вопрос о том, как прошёл круглый стол и каковы перспективы поставленных проблем, ответил Богдан Тюркин, заведующий кафедрой русского языка и литературы ТГУ:
«Замысел таких мероприятий – увидеть точки соприкосновения школ, колледжей и вузов. Выработать общую концепцию именно в методике преподавания литературы, передаче опыта в написании сочинений. Важно было увидеть и заострить проблемы, чтобы понять, как выстраивать новые подходы к освоению художественного текста на разных уровнях».
Текст: Регина Юнусова, студентка 1-го курса
Фото: Артём Чернявский