Научный полк ТГУ: Галина Дорофеева
xb4531by7mve8zcrasen1l1m3hfygr3r.jpg
Галина Дорофеева родилась в Ленинграде. В 1938 году был арестован её отец. Чуть позже она рассталась и с мамой – её отправили работать в сельскую школу Новгородской области. Галина с братом остались в Ленинграде.
Во время Великой Отечественной войны Галина Дорофеева была сандружинницей в дивизии народного ополчения. Работала в госпитале, который располагался в здании политехнического института. Впоследствии она его и окончит…
Сандружинницы жили в Доме учёных Ленинграда. Больше всего их там поражала посуда – сплошной антиквариат. Все вилки и ложки серебряные, да только есть ими нечего. С июля по ноябрь 1941 года норма хлеба снижалась пять раз – с 600 до 125 граммов в день. Только рабочие на оборонных предприятиях получали на 100 граммов больше. Из удовольствий был «пустой» чай с травами без сахара. Но голодные и озябшие были и ему рады. Не было ни электричества, ни воды. У колонок стояли часовые – воду разрешали набирать только для госпиталей, да и тем не хватало. Приходилось ходить на Неву, а зимой растапливать снег. Чтобы обогревать помещения, разбирали на дрова старые деревянные дома на окраине города.
– Отработаешь в госпитале 20 часов, а потом ещё снаряды идёшь делать, – вспоминала Галина Ивановна. – Я стояла за токарным станком. В том же политехническом, только в другом крыле, находились механические мастерские. Солдаты прямо отсюда забирали боеприпасы. Сирена, убежище, бомбёжка… И так раз 14 в день.
Особенно сильно Ленинград обстреливался в часы начала и окончания работы. Пересечение Невского и Садовой ленинградцы называли «кровавым перекрёстком». Немцы находились в нескольких километрах от города и прямой наводкой попадали в трамваи и автобусы.
После госпиталя Галину перевели работать на Дорогу жизни. Строилась она в нечеловеческих условиях. Жили в палатках, девушки сами валили сосны. Иной раз уставали так, что не чувствовали ног. Или, бывало, проснутся, а голову не поднять – коса к подушке примёрзла. Работали круглые сутки. Ладожское озеро постоянно обстреливалось: немецкие самолёты всё время кружили над ним. Раненых было не счесть. Тогда говорили: «Кто на Ладоге не бывал, тот и горя не видал». Если блокада была адом, то Дорога жизни – кромешным адом…
После снятия блокады Галина Дорофеева участвовала в освобождении Эстонии, Латвии. Победу она встретила в Кёнигсберге.
В листовках, которые тысячами сбрасывали фашисты на Ленинград, они грозились пройти парадным шагом по Невскому проспекту. Они действительно по нему прошли в 1944 году. Только не как победители, а как пленные, под охраной советских солдат. Они медленно двигались – грязные, измученные, в лохмотьях. На тротуарах стояли блокадники и протягивали им хлеб.
Когда закончилась война, Галина вернулась в родной город и выучилась на инженера-испытателя. В 1958 году она вместе с мужем переехала в Ставрополь (ныне Тольятти), где устроилась преподавателем в Тольяттинский политехнический институт на кафедру машиностроения. Её помнят многие, кто учился в те годы, отмечая её строгость и принципиальность. Блокадница, фронтовичка, имеющая орден Великой Отечественной войны II степени и медаль «За оборону Ленинграда», красивая женщина, мать и жена.
Использованы материалы газеты Тольяттинского политехнического института «Политехник».
Благодарим за помощь сотрудников музея ТГУ.