На усмотрение судьи?
Петропавловский.jpg
Формализация в праве – это подчинение выбора вида и размера наказания за совершённое преступление системе установленных в уголовном законе правил и требований, которые ограничивают возможность произвольного назначения приговора. По сути, формализация помогает свести риск вольной трактовки судьёй наказания к минимуму, потому что размер наказания чётко определен и не предполагает интерпретаций.
Судейское усмотрение – практика, которая активно используется в России сегодня. Она предполагает возможность суду выбрать приговор, исходя из нескольких решений, каждое из которых является законным, справедливым и обоснованным.
По словам лектора, двух одинаковых преступлений не бывает, хотя типичные уголовные дела всё же существуют. Именно поэтому при применении норм уголовного права необходимо судейское усмотрение, ведь невозможно создать универсальную систему, которая бы могла разрешить все частные случаи правовой ситуации определенного типа.
В течение года в нашей стране рассматривается около миллиона уголовных дел, и по каждому из них может быть назначен пусть и законный, но не всегда справедливый приговор.
– Сейчас судья опирается на нормы закона и может назначать наказание в широких пределах, опираясь на собственное мнение, – отметил лектор.
Алексей Игоревич подчеркнул, что понятия «законный» и «справедливый» приговор стоит разделять:
– Мне кажется, справедливое наказание – то, которое совпадает с мнением большинства по схожим случаям. Например, вместо мнения двенадцати присяжных мы узнаём мнения всех судов страны. У нас будет не двенадцать мнений, а, например, несколько тысяч. Если большинство в конкретной ситуации решило назначить наказание определённым образом, мы, в таком случае, можем считать их решение справедливым. Можно добавить диапазон плюс-минус 20-25% от размера наказания, чтобы нивелировать разницу и учесть субъективные факторы, – пояснил лектор.
В конце лекции Алексею Петропавловскому задали вопрос: «Как вы видите новую систему наказания?». Идея лектора заключается в том, чтобы у каждого судьи были личные, но четко прописанные правила назначения приговора. По его мнению, это оставит право на судейское усмотрение почти нетронутым, а система назначения наказания у каждого судьи будет зафиксирована, что исключит возможность судебного произвола.
Галина Гомозова