Мотоцикл в подарок
f047ffb41c6e9ef2ddb46566d48879a4.jpg
Александр Тарабриков был первым руководителем студенческого конструкторского бюро «Мотокросс» Тольяттинского политехнического института. Сейчас он является председателем совета директоров венчурной компании «Аланта», экспертом по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства Общественной палаты Самарской области. Александр имеет большой опыт выступлений в мотоциклетном кроссе, и на этапе презентации проекта «Smart Moto Challenge» он предложил концепцию автомобиля, на основе которого студенты ТГУ будут делать электробайк.
– Желательно, чтобы у проекта был сторонний заказчик. И если в проекте кто-то заинтересован, то возможны условия софинансирования. Именно так и строится проектная деятельность в Центре машиностроения ТГУ. Мы стремимся понять, для кого и для чего это нужно, и предлагаем разработку как проект, в котором может участвовать заинтересованная сторона. В том числе финансово. Проект «Smart Moto Challenge» – полностью автономный, финансово независимый от университета. К проекту мы привлекаем спонсоров со стороны, которые в этом заинтересованы, – рассказал заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института машиностроения ТГУ Александр Бобровский, куратор проекта «Электромотоцикл».
Первая и основная задача участников «Smart Moto Challenge» – осмотреть шасси, проанализировать конструкцию и оцифровать подаренный мотоцикл. Рама совершенно поменяется, вероятно, изменится и маятник – элемент задней подвески мотоцикла. Также будет полностью перекомпоновываться начинка байка – на место двигателя внутреннего сгорания встанут электромотор, аккумулятор, контроллер двигателя и прочие системы. Этот мотоцикл будет больше и легче, чем предыдущий – «Black Panther», но такого же класса – «Type A».
У Павла Крюкова, ещё одного куратора проекта, есть идея сделать маятник специально под электромотоцикл, а электродвигатель расположить в нём таким образом, чтобы ось вращения совпадала с осью крепления маятника заднего колеса. Что это даст?
Двигатель сместится из рамы вниз и назад, что позволит освободить место внутри рамы. Там разместят более мощный контроллер двигателя и больший по объему и весу аккумулятор. Смещение двигателя вниз также приведёт к снижению центра тяжести, а значит, и к лучшей управляемости мотоциклом, что очень важно для пилота.
– Я твёрдый сторонник того, что электротранспорт принципиально отличается от транспорта на двигателе внутреннего сгорания. Комплектующие мотоцикла на электродвигателе имеют другие массогабаритные показатели. Раньше двигатель был больше, чем бак, теперь наоборот. В электротранспорте достаточно большой аккумулятор, – отметил Павел Крюков.
Чем ещё хорош электротранспорт? Рекуперация энергии – процесс, при котором мотоцикл при торможении может возвращать часть энергии обратно в аккумулятор. Механика, которая соединяет колесо и электродвигатель, будет максимально эффективна. Для этого студенты и планируют совместить ось маятника с осью вращения электродвигателя – тогда цепь будет натянута постоянно: и когда двигатель находится в режиме электродвигателя, и когда он в режиме генератора.
Шасси на двигателе внутреннего сгорания для электротранспорта не самые удачные, поэтому будет лучше, если основой мотоцикла станет силовая установка. Но самое трудоёмкое в создании электробайка – это сборка аккумулятора, его монтаж и «женитьба» с системой управления аккумулятором – всё это особенности транспорта на электрической тяге.
Та часть байка, где расположены рама и маятник, будет создаваться практически с нуля. Принципиальное отличие этого мотоцикла от предыдущего – мощность, размер, вес, высота седла, диаметр колёс и большая максимальная скорость. Как отмечают инженеры, новый байк будет лучше во всех отношениях.
У команды Smartmoto Togliatti Racing Team уже есть опыт разработки подобных транспортных средств. В 2019 году на соревнованиях среди лёгких мотоциклов «Smartmoto Challenge» в Барселоне студенты опорного ТГУ стали абсолютными чемпионами в своём классе «Type A» (мощность мотора до 10 кВт), а электромотоцикл «Black Panther» был признан самым быстрым. На его создание ребята потратили полтора года.
В сентябре 2019 года электробайк получил массу восторженных отзывов от специалистов в области инжиниринга – участников первой в Самарской области инжиниринговой конференции, а в декабре того же года стал экспонатом VI национальной выставки «Вузпромэкспо-2019» на объединённом выставочном стенде Самарской области, наряду с другими участниками создаваемого в регионе научно-образовательного центра.
Напомним, «Smart Moto Challenge» – это проект по созданию электромотоцикла класса L1E, который развивается в рамках реализации стратегического проекта «Высшая инженерная школа» Программы развития опорного Тольяттинского госуниверситета.
Софья Горина