Молодых инженеров России прокачают эксперты «Формулы 1»
a799ee58146e18a4c917bac1bb34df03.jpg
Своими знаниями с молодыми инженерами поделятся известные российские и зарубежные эксперты, в том числе признанный специалист мирового уровня в области динамики автомобиля, консультант команд Формула 1 Клод Рулле.
– «Осенняя школа „Формула Студент“» – российский аналог FSG Academy, которая проводится примерно в те же сроки в Европе и представляет собой многодневный технический интенсив, – рассказывает куратор команды Togliatti Racing Team (TRT), заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» института машиностроения ТГУ Александр Бобровский. – Многие хотят туда попасть, но это очень затратное мероприятие, и число участников в нём ограничено. Мы тоже планируем организовать жёсткий график работы: с девяти утра до девяти вечера студенты будут разбирать ошибки, получать теоретические знания, решать практические задачи и так далее – то есть, готовиться к следующему сезону соревнований «Формула Студент».
Formula SAE или «Формула Студент» (ФС) – ежегодное студенческое инженерное соревнование, в котором команды разных вузов представляют самостоятельно спроектированные и построенные гоночные болиды. Техника проходит ряд динамических испытаний, а представители команд защищают перед судьями бизнес-план по организации производства автомобиля, инженерно-технический проект разработки, а также предоставляют полный отчёт о стоимости.
Из-за пандемии коронавируса международные соревнования ФС в этом году не состоялись, а российские прошли в конце сентября в Москве и оказались крайне сложными для всех участников. В том числе из-за того, что у команд было мало времени на подготовку: во время режима самоизоляции студенты почти два месяца не могли посещать университетские мастерские. В итоге в финальной гонке на выносливость (дисциплина «Endurance») никому из стартовавших не удалось добраться до финиша. Тем не менее, на этих соревнованиях инженерная команда ТГУ заняла первое место – в третий раз подряд.
– После российских соревнований «Формула Студент» мы решили сделать работу над ошибками, – рассказал Александр Бобровский. – Заинтересованность в такой работе выразили и другие команды, поэтому мы решили собрать вместе всех желающих. В программе школы – онлайн и офлайн-лекции, мастер-классы, практика.
С 6 по 8 ноября 2020 года в Центре машиностроения ТГУ в очном и дистанционном формате будут работать авторитетные эксперты соревнований Formula SAE из России и Европы. В режиме онлайн с участниками «Осенней школы „Формула Студент“» пообщаются известные международные эксперты Formula SAE.
Прежде всего, это Клод Рулле (Claude Rouelle) – судья конструкции в ФС, за плечами которого свыше 150 соревнований, признанный специалист мирового уровня в области динамики автомобиля, основатель и владелец OptimumG – международной группы консультантов по динамике транспортных средств. Клод Рулле проводит семинары и консультации для таких компаний и команд, как GM, Ferrari F1, Toyota F1, Dunlop, Michelin.
Не менее знаменит в мире автоспорта и Пэт Кларк (Pat Clarke) – судья конструкции ФС, в прошлом главный судья на ФС Германия, Австралия, Великобритания, Индия и Россия, инженер-конструктор гоночных автомобилей в Австралии. Он уже выступал перед студентами ТГУ, когда команда TRT только начинала свой путь в студенческой «Формуле», раскрывал основы. На этот раз Пэт Кларк поговорит с молодыми инженерами о динамике шин и конструкции болида в целом.
С лекциями в рамках «Осенней школы» также выступят ещё два судьи международных соревнований ФС: Тамаш Лёнарт (Tamas Lenart) и Кристофер Роммельмайер (Christopher Roemmelmayer)*.
Представители «Формула Студент Академия» – организатора спортивной части соревнований «Формула Студент Россия» – приедут в ТГУ лично. Это спортивный директор ФС Россия, заместитель руководителя гонки Гран-при Сочи Андрей Плахотниченко и технический комиссар ФС Россия, технический контролёр Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) и Гран-при Сочи Иван Гумбин.
– Мы везём в Тольятти презентации на технические темы, особенно актуальные для наших команд, с которыми у большинства возникают трудности. Планируем провести обучающие тренировки отдельных элементов соревнований, а также обсудить итоги прошедших соревнований «ФС Россия 2020». То есть, цель всей школы – разбор полётов после этапа в Москве и передача знаний, – рассказал Иван Гумбин.
Каждому из экспертов формулисты смогут задать свои вопросы. Мастер-классы и практические занятия «Осенней школы» пройдут в Центре машиностроения ТГУ, в штаб-квартире команды Togliatti Racing Team.
*Тамаш Лёнарт (Tamas Lenart) – член орггруппы соревнований FS East (Венгрия), ответственный за проведение дисциплины «Защита конструкции», судья конструкции. Инженер в компании по производству гиперкаров Rimac Automobili
Кристофер Роммельмайер (Christopher Roemmelmayer) – технический контролёр по электрическим системам на соревнованиях ФС Германия, ФС Россия. Выпускник одной из самых успешных команд в ФС – TU Fast Munich (Технический университет Мюнхена, Германия). Инженер в компании Infineon
Для справки
«Формула Студент» в Тольяттинском государственном университете – это проект Высшей инженерной школы – стратегического проекта Программы развития ТГУ. В этом году участники команды Togliatti Racing Team собрали уже свой восьмой болид.
Формулисты TRT становились победителями соревнований Formula Student Russia в 2018, 2019 и 2020 годах. Особенно успешным для молодых инженеров ТГУ стал прошлый год. В июле 2019-го на соревнованиях Formula Student Italy TRT показала лучший результат последних лет по набранным очкам среди российских команд – 484 балла в общем зачёте (абсолютный рекорд для российских команд – 500 баллов). В Италии студенты ТГУ заняли 13-е место из 43 команд-участниц, а болид Black Scorpion G2 был отмечен за топливную эффективность.
По итогам 2019 года команда опорного Тольяттинского госуниверситета поднялась на рекордно высокие позиции в мировом рейтинге Formula Student Combustion и Electric – с 285-го на 195-е место, набрав 353 балла. Сейчас TRT возглавляет в этом рейтинге российское представительство из 11 команд.