Михаил Криштал выступил перед научным сообществом РФ
Ректор у микрофона.jpg
Церемония награждения состоялась в доме правительства Москвы и стала центральным событием Шестого профессорского форума «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики». Форум объединил более 2,5 тыс. участников – представителей исполнительной и законодательной власти, бизнеса, научного сообщества, ректоров и сотрудников вузов.
Обращаясь к собравшимся, вице-премьер страны Дмитрий Чернышенко отметил, что необходимо сфокусировать научно-технологическое развитие на получении конкретных результатов: «Достижение технологической независимости России – одна из главных задач, которую поставил Президент Владимир Путин. Огромную роль в её успешном решении играет подготовка квалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Идеи участников внесут свой вклад в укрепление суверенитета страны и в решение задач Десятилетия науки и технологий».
О том, каким в новых условиях видит развитие вузов, участникам пленарного заседания профессорского форума рассказал ректор ТГУ Михаил Криштал.
– Я хотел бы говорить не только о развитии Тольяттинского госуниверситета, но и о некоторых общих моментах через призму нашего развития. Мы очень любим рассказывать об уникальных кейсах, которые, к сожалению, не масштабируемы и остаются уникальными. Мне кажется, что кейсы ТГУ масштабируемы. Наш Президент Владимир Владимирович Путин неоднократно говорил, что мы живём в период нарастающей турбулентности. Наверное, с исторической точки зрения это даже не период, а момент турбулентности. Он обусловлен совпадением во времени ряда глобальных переходов, – сказал во вступительном слове Михаил Криштал.
Глобальными он назвал демографический переход, переход в отношениях человека и природы, переход от однополярного к многополярному политическому мироустройству, а также переход от глобализации к деглобализации и переход к новому технологическому укладу.
– Уже давно говорят о том, что мы подходим к моменту сингулярности, в том числе технологической сингулярности. Казалось бы, это должно привести к обесцениванию прогнозов. Однако на практике цена качественных прогнозов только растёт. Вроде бы очевидно: выигрывает тот, кто меняется быстрее, чем окружающий мир. Однако очень важно правильно угадать – куда необходимо меняться, – подчеркнул ректор ТГУ.
В таких условиях, по мнению Михаила Криштала, университеты уже не могут оставаться в парадигме классического образования.
– Я думаю уже мало какой вуз живёт в пресловутой башне из слоновой кости. Но требуется больше. Всем известная концепция исследовательского университета уже не актуальна, а понятие предпринимательского университета ещё вызревает. Университет как институция должен стать драйвером и актором новой отрасли экономики – генерация и коммерциализация инноваций. В её основу должна быть положена одноименная комплексная технология, подкреплённая цифровыми сервисами и инфраструктурой реконфигурируемого производства инновационной продукции и исследовательского сопровождения инноваций. Научно-технические проекты не должны заканчиваться лишь отчётами, высокорейтинговыми публикациями и даже патентами. Каждый проект – это как минимум один шаг в повышении уровня готовности технологии, а цепочка таких проектов или комплексный проект должны заканчиваться реальным внедрением с получением экономической выгоды от инновации, – уверен ректор ТГУ.
Современный университет должен стать не просто предпринимательским – университет должен стать серийным предпринимателем. Это вполне органично именно для университета, потому что период созревания технологической инновации примерно соответствует времени подготовки специалиста. А создание и внедрение инновации невозможно без подготовленной команды инноваторов, считает Михаил Криштал:
– То есть продуктами технологии генерации и коммерциализации должны стать сами продуктовые проекты. Но это проекты, направленные не только на внедрение технологических инноваций, но и на подготовку команд для их реализации.
Сейчас к глобальным трендам добавились проблемы текущего момента, которые также являются следствием турбулентности. Санкции привели к высокой востребованности замещающих и опережающих импортные аналоги технологий и продукции. ТГУ оказался к этому готов: в этом и следующем году вуз запускает пять производств инновационной продукции, в том числе взамен ушедшего импорта.
– В том числе, мы уже запустили производство комплексов ручной ультразвуковой сварки пластмасс, а в следующем году мы должны начать выпуск 65 видов и типоразмеров изделий из биорезорбируемого магниевого сплава взамен ушедшего импорта, – поделился планами Михаил Криштал.
Все разработки учёных ТГУ опираются на исследования научных школ, но для доведения инноваций до запуска производств нужны кооперация, консорциумы и партнёрства. Важно и то, что новые производства в свою очередь запускают генерацию новых продуктовых проектов, а это требует технологизации вовлечения студентов и аспирантов в проектную работу. Михаил Криштал назвал ещё один тренд, который меняет образование вообще, а высшее, в частности, – это цифровые технологии и онлайн-образование.
– ТГУ является одним из лидеров высшего онлайн-образования. Наша разработка «Система высшего образования онлайн с контролируемым уровнем качества обучения и сопровождения» удостоена Премии Правительства Российской Федерации в области образования, а на одноимённую разработку получен патент на изобретение, – рассказал Михаил Криштал. – Благодаря этой системе в ТГУ высшее образование в онлайн получают около 18 тысяч человек, причем 60 % из них живут в других регионах России, и примерно 1,5 тысячи – проживающие за границей иностранцы.
Как подчеркнул ректор ТГУ, существует два типа экспорта образования. Первый – это когда иностранный студент приезжает в Россию.
– С этим у нас всё достаточно неплохо. Хотя, скорее, это не экспорт образования, а импорт студентов. Образование-то остаётся в России. Приезжают студенты. Второй тип экспорта – это когда российское образование приходит к студенту, а он остаётся в своей стране. Этот тип реализуется через зарубежные филиалы. За рубежом работают 32 филиала российских вузов и только в 22-х учится больше 200 студентов. Можно оценить, что иностранцев, не проживающих в России, в российских вузах учится всего порядка 15 тысяч. Просто потому что зарубежные филиалы – это дорого и неэффективно. Так вот. Если в ТГУ учится 1,5 тысячи иностранцев, проживающих не в России, то ТГУ занимает примерно 10% этого рынка. Это иллюстрация того, что онлайн-формат – реальная возможность экспорта отечественного высшего образования. Эффективно и качественно, – убеждён Михаил Криштал.
Поработав несколько лет в русскоязычном сегменте рынка высшего образования онлайн, ТГУ поставил перед собой новую задачу: сейчас университет тестирует англоязычный рынок дружественных стран.
– Я могу уверенно сказать – спрос есть. Но я также уверен, что нам нужно на этом рынке не конкурировать друг с другом, а выходить единым фронтом, кооперироваться. Запускать совместные англоязычные программы в онлайн. Использовать онлайн-курсы и виртуальные лабораторные друг друга. В одиночку не будет нужной скорости и эффективности. Порознь можно потерять окно возможностей, – предостерёг ректор ТГУ.
Он уверен, что высшее образование онлайн – это не лекции в режиме видео-конференц-связи и не методички в пдф-файлах. Это радикально отличающиеся от очного обучения технологии.
– Это другое образование со своими возможностями и проблемами, плюсами и минусами, в котором нерешённых проблем и минусов становится всё меньше и меньше. Это полностью изменённые схемы разделения труда как в подготовке электронных контентов и проведении занятий, так и в сопровождении учебного процесса. Эта работа с цифровым следом студентов. Это технологии больших данных… Сегодня мы уже начали тестировать роботов, которые заменяют сотрудников деканата и выдают справки студентам. Это работающий 24 на 7 кол-центр, обслуживающий все часовые пояса. Это возможность работать со студентами и с преподавателями со всего мира, – рассказал Михаил Криштал.
Он обозначил и трудности, с которыми сегодня приходится сталкиваться университету:
– Одна из проблем, которая до недавнего времени плохо решалась – это проблема внеучебных коммуникаций и социализация онлайн-студентов, а также возможность реализации наставничества. Но и это решаемо. Через создание единой гибридной среды общения во внеучебной и в проектной работе. Мы начали внедрять проектную работу в учебный процесс заочников, обучающихся в онлайн. Уже опробовали смешанные проектные команды очников и онлайников. Получается.
Ректор ТГУ призвал помнить, что для нового поколения виртуальная реальность – такая же реальность, как и физическая.
– Важно не только стремиться всеми силами вытаскивать студента в физическую реальность, но уметь зайти в его виртуальную реальность и научится говорить с ним на его языке, – уверен Михаил Криштал. – Нам приходится меняться. И если мы хотим выигрывать мировую конкуренцию, нам надо меняться значительно быстрее, но делать это осознанно и в правильном направлении. И конечно, ни в коем случае нельзя отвергать традиции и ломать то, что создано. Надо отталкиваться от достигнутого и идти дальше. Сохранять хорошее и создавать лучшее.
Выступление ректора ТГУ Михаила Криштала на Шестом профессорском форуме
566
просмотров