Лето, сессия, ярмарка проектов
Лето, сессия, ярмарка проектов.jpg
– В этом учебном году проектная деятельность стала частью учебного процесса. Мы пригласили экспертов образовательной платформы «Метавирсетет», которые имеют большой опыт во внедрении сквозной проектной деятельности в университет и могут дать нам качественную обратную связь, так как видят проекты в разных вузах. Они имеют возможность сравнить проекты между собой, чтобы объяснить нам, как всё должно быть, – рассказала организатор «Ярмарки проектов», директор Центра проектной деятельности ТГУ Юлия Карабельская.
Авторские проекты первокурсники разрабатывали в течение учебного года в междисциплинарных группах. Им помогали кураторы (преподаватели), а также сотрудники Центра организации практик.
По итогам первой «Ярмарки проектов», которая проходила в декабре, в ТГУ выслушали пожелания от студентов, сделали определенные выводы, и Ярмарка стала двухдневной. Студентов же разделили на три потока: А, Б и В. Такое нововведение объяснил эксперт «Метаверситета» Владислава Сакович: «Проекты обычно очень разные: кто-то представляет квадрокоптер или лодку, кто-то – мероприятие или научное исследование. Поэтому мы и разбили проекты на три типа».
Заходи на Ярмарку, бери проект
В первый день, 6 июня, Ярмарка развернулась на площади перед главным корпусом ТГУ. Именно там было презентовано 25 проектов потока «А», представляющие в качестве результата реальный осязаемый продукт.
У каждого проекта на площади был свой стенд, а рядом с ним – команда разработчиков, объясняющих суть и назначение продукта. Поэтому перед главным корпусом ТГУ ездил робот, управляемый с помощью мобильного приложения, летал коптер, работала лаборатория по изготовлению бетонного блока из бытовых отходов (битого стекла, пластика и других материалов) и был готов для тест-драйва электрокар, работающий на солнечных панелях.
Ярмарка проходила не под музыку, а под студенческие радиопередачи редакции молодёжного медиахолдинга ТГУ «Есть talk». Ещё одной особенностью «Ярмарки проектов-2018» стало отсутствие членов жюри, участники сами оценивали друг друга.
Владислав Сакович объяснил это так: «Сильно увеличилась вовлеченность участников в процесс, повысился уровень сотрудничества студентов друг с другом. Кроме того, студенты поняли, что главное – это сама работа, а не её оценка другими. Ведь членами жюри стали не эксперты, а такие же участники».
Студенты согласились с этой мыслью. Первокурсница гуманитарно-педагогического института ТГУ Анастасия Зелик рассказала: «Мы ходили по школам, разрабатывали настольные игры, занимались с детьми, многому научили их и научились сами, поэтому не так важно, победим мы или нет. Важнее для нас наша деятельность!».
Для оценки проектов своих соперников студенты перевоплотились в продавцов и покупателей своих идей. Вместо денег были стикеры, отдать который каждый из участников Ярмарки мог отдать только одному понравившемуся проекту.
В завершении насыщенного первого дня первокурсники с помощью экспертов «Метаверситета» – Владислава Саковича и Ростислава Сперанского – на сессии-осмыслении проанализировали свою командную работу. Ребята обсудили направления, по которым можно развивать свой проект в следующем учебном году, задались вопросами «Что для меня команда?», «Кто я в команде?» и выбрали лидера своего коллектива.
Проекты? Дайте два!
7 июня Ярмарка прошла в актовом зале и в лектории молодёжного медиахолдинга ТГУ, где были представлены 27 проектов потока «Б» и «В» большого тематического охвата – от организации безопасности на дорогах и изучения истории родного края, до программирования и решения экологических проблем.
В потоке «Б» оказались 13 проектов не только конкретных разработок, но и определенного исследования. Например, на тему влияния микроклимата на человека, компьютерного программирования, использования нано-материалов для изготовления автомобилей и создания рейтингового агентства «Ревизор».
Первокурсники предложили и идеи для развития альма-матер. Например, доработку буклетов для абитуриентов. «Когда я поступала в Тольяттинский госуниверситет, мне немного не хватило информации в буклете и на сайте. Поэтому мы занялись доработкой буклета: описали процесс получения стипендии, получения места в общежитии и многое другое», – подчеркнула одна из участниц исследования, студентка института права Кристина Щенникова.
Проекты потока «Б» оценивались с помощью онлайн-голосования на специальном сайте смайликами: единица – «спящий» смайл, пятёрка – смайлик с долларами вместо глаз.
Поток «В» назвали Фестивалем проектов, в котором были заявлены 14 работ. Результатами этих проектов стали игра, мероприятие или конкурс, поэтому простую презентацию студенты заменили на увлекательные интерактивы: видео-экскурсии и викторины, самостоятельно разработанные компьютерные игры, примеры из фильмов для объяснения законов.
Будущие педагоги представили проекты «Радостное чтение» и «Дорога БЕЗ опасности» для младших школьников. Обе работы включали в себя детские спектакли и игры, призванные привить детям интерес к чтению книг, а также объяснить важность соблюдения правил дорожного движения. Часть «сценок» студенты показали прямо на Ярмарке.
Здесь участники оценивали проекты друг друга стикерами: «Возьму в подарок», «Классная презентация», «Дайте два» и т.д. Больше всего стикеров «Хочу к вам» получил проект «Дети-ангелы», авторы которого на протяжении года занимались с детьми с ДЦП и сняли о них фильм.
По итогам первой в 2018 году «Ярмарки проектов» наиболее отличившиеся команды получили призы, а организаторы указали первокурсникам на самые распространенные ошибки (слишком длинная презентация, непонятное название и неточные формулировки цели и задач проекта) и дали советы, как привлечь новых людей в свою команду.
Текст: Вероника Шилкина и Екатерина Кандрашкина
Фото: Артём Чернявский