Камера разговорит
x43fwuyvhyyqtpr2zhot4j0n6juzrpnn.jpg
Метод подкастинга даёт доступ к скрытым возможностям в обучении ESP (английский для специальных целей), заинтересовывает студентов и вместе с тем повышает уровень самостоятельной умственной работы. Сами подкасты в разных форматах сегодня – это педагогически разработанный и востребованный инструмент при обучении английскому. Это и видеолекции для миллениалов в перевёрнутом классе (учащиеся усваивают новый материал, в основном, дома, а в классе участвуют в тренингах и обсуждениях). С помощью видео студентов также обучают письму, произношению и аудированию.
Развитие именно навыка говорения с помощью создания подкастов самими обучаемыми обсуждалась ещё в 2016 году на одной из международных онлайн-конференций для преподавателей английского как иностранного, организованной Cambridge University Press ELT Университетом Кембриджа.
Эту до сих пор глубоко не исследованную идею взяли на вооружение учёные Тольяттинского госуниверситета. В их числе – доцент кафедры теории и практики перевода ТГУ Ольга Брега. Она на личном опыте убедилась в правильности выбора направления исследования: «В процессе записи домашних видео на английском языке с дочерью Марией я заметила, как камера мотивирует говорить хорошо и понятно. Далее мысли об инициации говорения на камеру, как возможности провоцирования практики говорения, развились в идею применения этого приёма уже и со студентами».
В 2019 году Ольга Брега вместе с коллегами разработала и апробировала отдельную педагогическую методику, где видеоподкаст понимается не столько как средство. Она представила эту методику коллегам на VII Международной научной конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков», которая проходила в ТГУ.
Методика подкастинга тольяттинских учёных – это банк методических рекомендаций по освоению учебного материла, комплекс разноуровневых онлайн-заданий и матрица – смоделированный алгоритм учебных действий студента, рассчитанный на достижение конкретного результата.
– Пользуясь этой матрицей, студенты идут по собственной траектории обучения и создают собственные видеопродукты на интересующую их тему, ориентируясь на свои желания и интересы, – поясняет Ольга Брега. – Студенты учатся ставить перед собой цель, чётко понимать последовательность своих действий и заранее осознавать результаты. Интересно, что в таких условиях каждый студент независимо от уровня знаний английского приобретает уверенность в своих знаниях и удовлетворение от работы над проектом, так как работает в команде с другими ребятами и всегда может обратиться к преподавателю-наставнику, что особенно ценно в условиях дистанционного обучения.
Как строится процесс обучения? Студенты в небольших группах анализируют и перерабатывают под себя и свои навыки аутентичный англоязычный материал на выбранную тему, записывают видео, пополняя тематический словарный запас и повышая способность ясно выражать и формулировать свои профессиональные мысли. Преподаватель, в свою очередь, становится наставником, который модерирует учебный процесс и представляет прозрачную систему оценивания.
Шкала оценки коммуникативных умений студентов
Её показатели были разработаны на основе «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» (Language Policy Division, Strasbourg)*. При этом некоторые показатели шкалы учёные ТГУ изменили в связи с использованием методики видеоподкаста, а к перечню лингвистических навыков добавили и прагматические. В условиях цифровой экономики учёные не смогли обойтись без оценки цифровой грамотности и навыков тайм-менеджмента.
Результаты апробации
Сегодня алгоритм внедрения видеоподкаста отшлифовывается. Методика подкастинга применяется в некоторых группах студентов очной формы нескольких направлений подготовки института машиностроения и института математики, физики и информационных технологий ТГУ. Преподаватели отмечают рост интереса к учёбе, так как студенты представляют на английском профессионально значимые для них и лично им интересные сюжеты. «Хотя речь на видео звучит уверенно и легко, очевидна большая подготовка и многократное повторение логически выстроенных речевых паттернов», – подчёркивает Ольга Брега.
Подтверждением высокого уровня навыка говорения студентов опорного ТГУ стали их победы на IV Международном конкурсе студенческих видеопроектов на иностранных языках «Мой университет» в апреле этого года сразу в двух номинациях: «Invideo-2021» и в номинации «Научные исследования, направления подготовки» с видео «The way to advanced medical technologies» («Путь к передовым медицинским технологиям»).
Екатерина Моисеева, выпускница института математики, физики и информационных технологий ТГУ:
– Пока я училась по методике, подготовила обзор переходника, соединяющего Ethernet с USB-разъёмом на компьютере, и обзор сайта, который хранит информацию о состоянии других сайтов за несколько лет. Было очень интересно открыть и увидеть «ВКонтакте» 2007 года. Задание по созданию видеоподкастов оказалось творческим и интересным, а ещё полезным для практики. Здесь было и говорение, и некая презентация.
Подкасты студентов института машиностроения ТГУ
Как измерить давление в шинах (Андрей Сандер)
Инструкция по замене автомобильного колеса (Максим Петросян, Андрей Сандер и Даниил Судариков)