Какова вероятность встретить медведя на Камчатке
Камчатка.jpg
Художники института изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Игорь Панов и Алексей Зуев ещё до поездки между собой договорились делать не менее двух этюдов в день. Некоторые из них так и останутся этюдами, другие станут основой знаковых выставочных работ. Поэтому каждый новый день на пленэре не похож на другой, нужны новые впечатления. Они много фотографируют, и даже десять метров в сторону от прежней точки съемки, другое время суток помогают раскрыться будущему сюжету по-новому.
Второй день на Камчатке по обещаниям гида должен был стать более утомительным и холодным. «Учтите, дорога будет сложной, и в горах холодно – одевайтесь теплее», - предрекал Вадим Белоглазов поездку к вулканам: Вилючинскому и Мутновскому. Рядом с ними фумарольные поля (парогазовые струи с вулканической серой) и пульсирующие источники. Этот массив называют малой долиной гейзеров – возможность бюджетно сформировать преставление о настоящей Долине Гейзеров, куда добираются только на вертолете. На обратном пути (только если не поздно) – заезд на естественный, бьющий из-под земли горячий источник.
Несмотря на предостережения, термобельё быстро отправилось в рюкзаки, а трекинговую обувь сменили шлёпки. Обманчивость погоды – одна из характерных черт местности. Асфальт перешёл в грунтовку, а потом и вовсе в бездорожье. Этот путь Вадим Белоглазов знает с детства. Вместе с отцом – водителем тягача с тралом – он ездил здесь, перевозя тяжёлую спецтехнику и стройматериалы для возведения крупнейшей геотермальной станции России – Мутновской ГеоЭС. Запах сероводорода разлетается от неё на несколько километров и долго не покидает уже после возвращения в Петропавловск-Камчатский.
По словам гида, чаще всего люди, приезжающие сюда подзаработать или быстрее уйти на пенсию, относятся к Камчатке как к чему-то временному в своей жизни. Отработать 10-20 лет и уехать в Калининград (почему-то часто местные выбирают именно этот город) – обычная практика. Сам Вадим родился в Омске, но в раннем возрасте переехал с родителями на Камчатку. Он тоже мечтает уехать, но в Сочи и не на совсем, а жить там в зимний сезон, весной возвращаясь обратно. В его архиве огромное количество фотографий Камчатки, собранных в папки по годам и временам года. То же самое с написанными им картинами. По его словам, за сезон он бывает в одних и тех же местах по раз пятнадцать и ему это не надоедает. И только зиму на Камчатке он не любит за ее черно-белый окрас. Говорит, ощущать местную красоту начал только после того, как поездил в другие российские и заграничные города. Возвращается и осознает, что краше Камчатки места нет.
Местные, даже временные, любят этот край, и для этого не нужен опрос общественного мнения. В городе чисто и то же самое с бесконечными прибрежными территориями, долиной вулканов. Здесь активно путешествуют люди: отдыхают камчадалы, возят туристов, но природа сохраняется, как она есть. Вплоть до того, что не принято съезжать с дороги и сминать растительность. Возможно, это мировосприятие транслирует только Вадим, и есть еще другое отношение к природе Камчатки. Но увиденное своими глазами лишь подтверждает сказанное им, вернее показанное, поскольку сам он про себя сформулировал так: «Я говорить красиво, может, не умею, но я знаю, где красиво».
Вероятно, чаще всего туристов на Камчатке беспокоит встреча с медведем в живой природе, и участники пленэра «Северные широты» не исключение. Гид успокаивал, что местные мишки не станут лезть к человеку, однако эти рассказы перемежались историями с неблагополучным исходом. Кого-нибудь обязательно раздирал или неделю преследовал по лесу бурый медведь. «Если вы встретились с медведем, и он почувствует в вас жертву, возможно, это просто не ваш день», – фаталистично резюмировал Вадим. Всё это настораживало с учётом информации о медвежьих тропах, по которым ходят туристы и участники пленэра в том числе.
На одной из таких троп у фумарольного поля один за другим медведь оставил свежий след как раз на пути следования к машине гида. Прошел буквально перед проходом группы. Оценив обстановку и выставив Алексея Зуева впереди колонны как самого высокого из группы (говорят, рост имеет значение при оценке медведем своих шансов на победу в схватке), громко разговаривая и улюлюкая, до машины удалось добраться без потерь. Но встреченные медвежьи метки всю последующую дорогу обсуждались как предостережение. Особенно с учётом поездки на горячие источники, где медведей видели чаще.
Добраться засветло туда не удалось. Преодолевая несколько запруд, гид ради эффектного видео о прохождении этого препятствия, залил двигатель автомобиля.
Этого не должно было произойти, но герметичность шноркеля подвела. Не унывая, Вадим остановился и довольно быстро предпринял меры для продолжения путешествия. Пока сушили двигатель, проезжавшие автомобилисты предлагали помощь и предупреждали о том, что видели медведя метрах в двадцати от места остановки. Все поспешили вернуться в автомобиль и уже выражали сомнение в необходимости продолжения пути в ночи по лесу к горячему источнику, тем более по темноте страшновато остаться одним в дикой природе. Но любопытство взяло верх и в 11 вечера, долго плутая по бездорожью с залитыми водой фарами, группа добралась до источника. Оказалось, что здесь очень любят отдыхать местные. Небольшая поляна усыпана машинами, в ночи раздаются песни под гитару, густой горячий пар от источника застилает всё так, что двигаться можно только на ощупь. Медведь вряд ли сюда придет. Но собаки есть почти у каждой машины, в случае его появления они первые сообщат об опасности. Над поляной летает коптер с подсветкой – вероятно, дополнительные меры предосторожности.
Вода бьёт из-под земли через трубу, которую когда-то установили геологи. Дотронуться до источника голой рукой невозможно. Пригодной для купания в бассейне ее делает только то, что до него она охлаждается контрастно низкой температурой воздуха и земли.
На обратном пути у автомобиля отказали габариты, но Вадим даже порадовался произошедшему. Впереди поездка на вулканический массив на востоке Камчатки –Толбачик, с марсианскими пейзажами. Путь предстоит непростой, и случай в запруде – возможность лучше подготовить машину.
К слову, на Толбачике шансов встретить медведя ещё больше.
389
просмотров