ИЗОиДПИ ТГУ: Шедевр рождается в тишине
Субботнее утро юные художники провели за мольбертом и с карандашом в руках. Для работы организаторы конкурса предоставили юным творцам девять мастерских. В зависимости от возраста (12-16 лет) и уровня подготовки (2-4 класс) школьникам были предложены творческие задания разной степени сложности. Ребята могли принять участие в одной из двух номинаций – «наброски фигуры человека» или «академический рисунок - натюрморт». И, несмотря на то, что конкурс ставит перед ребятами довольно сложные задачи, количество заявок с каждым годом только увеличивается. Если в прошлом году в конкурсе приняло участие 60 школьников, то в этом году их число возросло до 143 человек.
Конкурс им. И.Е. Репина позволяет преподавателям института ИЗО и ДПИ найти потенциально сильного в творческом плане абитуриента. Неслучайно оцениваются рисунки ребят по критериям, предъявляемым при поступлении в ТГУ. По словам организаторов конкурса, для ребят это отличный способ попробовать свои силы и понять с помощью оценки жюри, насколько качественный их творческий «продукт».
Ежегодно, пока ученики выполняют свои задания, учителя обсуждают наиболее важные вопросы, касающиеся педагогики и художественного мастерства в целом. В этом году наставники ребят познакомились с опытом работы детских художественных школ города Екатеринбурга. Марина Александровна Фрейдлина поделилась впечатлениями от участия во Всероссийской научно-практической конференции «Детская художественная школа: проблемы, опыт, перспективы», которая проходила в Екатеринбурге 5 и 6 ноября 2015 года.
Выступил перед руководителями и педагогами школ директор института ИЗО и ДПИ, профессор Сергей Кондулуков. Он уделил большое внимание теме поступления абитуриентов в институт изобразительного искусства ТГУ. Сергей Никитович рассказал о планах расширения деятельности института, открытии новых направлений подготовки. Зашла речь и совместном сотрудничестве школ и института. Заведующая кафедрой «Живопись» Ольга Пекина предложила изменить традиционный формат проведения мастер–классов. Мастера кисти Тольяттинского госуниверситета посетят каждую школу искусств и художественную школу и представят на обсуждение детской аудитории свой творческий опыт. Желающие увидеть все мастер-классы могут посетить их на базе ТГУ.
С этого учебного года институт ИЗО и ДПИ вводит новую форму обобщения своего опыта. Ребята совместно с педагогами во время зимних каникул посетят открытые просмотры и ознакомятся с учебно-творческими работами студентов всех направлений подготовки, которые реализуются в институте изобразительного искусства ТГУ.
Вернемся к конкурсу, где в мастерских полным ходом шла работа участников над их будущими шедеврами. Честно говоря, туда было страшно зайти и вдруг отвлечь участников от создания их картин. Тишину перебивало лишь легкое шуршание карандаша, когда тот скользил по бумаге. Юные художники вытягивали руку вперед, измеряя нужные пропорции, а также все время поворачивали голову, чтобы посмотреть на выбранный предмет рисования и сделать штрих в нужном месте.
Кстати, по правилам конкурса, выполнять свои работы участники могли только карандашом или мягким материалом. Если говорить о задачах, которые стояли перед ребятами, то им нужно было правильно композиционно «построить лист», передать пропорции фигуры человека, а также передать объем предмета и его целостность.
Многие ребята участвуют в этом конкурсе уже не первый год. Попробовать себя и посмотреть на других – вот цель почти каждого пришедшего на конкурс школьника. Тем, кто работал с натюрмортом, предстояло выбрать из двух композиций только одну. И выбор многих пал именно на вертикальный рисунок. Школьники объясняли это тем, что именно вертикальные картины легче всего рисовать. Но были и те, кто не искал легких путей, и выбирал работу сложнее.
– Мы уже не в первый раз привозим на конкурс ребят из «Лицея искусств», – рассказывает преподаватель Ирина Жучая. – Конкурс дает детям уверенность в своих силах, приобретение навыков в работе. Все это не только развивает ребенка, но и помогает сделать ему несколько шагов к своей будущей профессии. Мы заметили, что при поступлении в университет у таких ребят уже нет психологического напряжения. Конкурс им. И.Е. Репина – очень престижный. Когда в Лицее ив школе им. Марка Шагала проходит первый отбор, тем, кого не допустили к конкурсу, всегда очень интересно, в чем их «промах». А еще, именно такие мероприятия как прошедший конкурс вызывают у детей большой интерес!
Текст: Анна Соколова
Лауреаты и дипломанты
Академический натюрморт – 2 класс
1 место – Арина Герасимова– ХШ №3
2 место – Мария Ильина (ХШ им.М.Шагала)
3 место – Елизавета Ведяшева – (ХШ им.М.Шагала), Нина Бражник (Консерватория).
Академический натюрморт – 3 класс
2 место – Екатерина Галкина (Лицей искусств), Алиса Абдулова (ХШ им. Репина), Надежда Лапаева (ХШ им.М.Шагала)
3 место – Снегирева Алена и Подолинский Леонид (ХШ им.М.Шагала)
Академический натюрморт – 4 класс
1 место – Надежда Кутепова (ХШ им. Репина)
2 место – Анастасия Зырянова (Лицей искусств), Екатерина Федоткина (Форте)
3 место – Екатерина Шаталова (Консерватория)
Академический натюрморт-выпускник
1 место – Ирина Карамаликова (ХШ им.М.Шагала)
2 место – Дарья Буторина (ХШ №3)
3 место – Андрей Крючков (ХШ №3)
Набросок
1 место(вып) – Василиса Афанасьева (ДДК)
1 место(4) – Надежда Блинова (Лицей искусств)
1 место(3) – Александра Смурова (ХШ им. Репина)
1 место(2) – Екатерина Осипенко (Консерватория)
2 место(вып) – Екатерина Митрофанова (ХШ им. Репина)
2 место(4) – Калик Абдалова (ХШ №3)
2 место(3) – Алена Дорошенко (Лицей искусств)
3 место(вып) – Софья Кузнецова (ХШ №1)
3 место(4) – Валерия Чибилькаева (ХШ №3), Арина Федотова (ХШ №1)
3 место(3) – Маргарита Зайкина (ХШ им. Репина)
3 место(2) – Кристина Тятюшкина (ХШ №3).