14 апреля 2025 Новости науки

Физкультура в школе должна стать персонифицированной

К такому выводу пришли учёные, изучив биоэлектрическую активность головного мозга у подростков с разным типом регуляции организма. В исследовании участвовали специалисты Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Московской государственной академии физической культуры и Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Физкультура в школе должна стать персонифицированной

– Школьники сейчас испытывают стресс из-за большой загруженности в школе. В возрасте 10-12 лет наблюдается интенсивный рост и развитие всего организма, перестраиваются гормональная, кровеносная и костно-мышечная системы, в связи с чем в организме ребёнка возможны дизрегуляторные проявления, то есть, признаки нарушения регуляции какой-либо функции или системы, – говорит Виктор Горелик, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта Тольяттинского госуниверситета. – Например, не соответствующая возможностям организма физическая нагрузка может вызвать головокружение, слабость, одышку, нарушение ритма сердца и даже обморок. Мы попытались понять, как каждый ребенок реагирует на занятия физкультурой, чтобы подобрать для него правильные упражнения и исключить возможность дизрегуляторных проявлений.

Для этого учёные при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) изучили «электрическую активность» мозга у школьников с разными типами вегетативной нервной системы (ВНС). Как известно, ВНС управляет автоматическими функциями в организме человека: работой сердца и сосудов, дыханием, пищеварением и т.д. В ней есть два отдела.

Симпатический активируется в стрессовых ситуациях, при физической нагрузке, когда нужно «бежать или сражаться». Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, расширяются бронхи (чтобы легче дышать), перераспределяется кровь к мышцам. Парасимпатический отдел активируется в спокойном состоянии, во время отдыха и сна, он замедляет сердцебиение, снижает кровяное давление, стимулирует пищеварение.

– У разных людей баланс между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС может быть разным. Есть симпатотоники – это часто более энергичные, возбудимые, чувствительные к стрессу люди. Их сердце быстрее реагирует на нагрузки. Парасимпатикотоники более спокойные, расслабленные, неторопливые. Их сердце работает медленнее и лучше восстанавливается после упражнений, – отмечает Виктор Горелик. – Это не диагноз, а скорее тенденция, которая передаётся по наследству.

Но оказалось, что у детей с разным типом регуляции организма и мозг тоже работает по-разному.

– Получается, что врождённая «настройка» сердца и сосудов влияет на работу мозга. Соответственно, мозг по-разному «рулит» вегетативной нервной системой, в зависимости от этой изначальной «настройки». Это можно увидеть по ЭЭГ и по тому, как меняется ритм сердца, – подчёркивает Виктор Горелик. – И если всем давать одинаковую нагрузку, то у кого-то может возникнуть «сбой» в регуляции, а это вредно для растущего организма.

Исследователи уверены: подбирать упражнения нужно индивидуально для каждого ребенка, учитывая его тип регуляции. Тогда физкультура будет укреплять здоровье, а не вредить ему.

Результаты своих экспериментов учёные опубликовали в научно-практическом медицинском рецензируемом журнале «Голова и шея», пишет «Газета.Ru». На русском и английском языках журнал публикует оригинальные клинические и экспериментальные исследования, обзоры литературы, клинические случаи по ангиохирургии, анестезиологии, дерматологии, нейрохирургии, эндокринологии и др.

114

просмотров

Читайте также

все

Студент ТГУ доказал: биоудобрения повышают урожайность

Об этом Александр Петров рассказал на форуме молодых исследователей, который прошёл в Тольяттинском...

В ТГУ показали новые технологии индивидуальной защиты

На VII Национальной научно-практической конференции «Безопасность. Технологии. Управление», которая...

В ТГУ применили ИИ для повышения надёжности энергосистем

Аспирант Евгений Марков из Тольяттинского государственного университета (ТГУ) разработал методику на...

В ТГУ знают, как продлить срок службы нефтепроводных труб

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) разработана технология повышения прочностных свой...

В ТГУ открыли горельеф Жоресу Равве

Горельеф одному из первых преподавателей Тольяттинского политехнического института (ТПИ, ныне Тольят...

ТГУ поможет научно-технологическому развитию губернии

Ректора Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаила Криштала включили в состав нового...

Разработки ТГУ – нефтедобытчикам

Модифицированная в Тольяттинском государственном университете (ТГУ) технология плазменно-электролити...
Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019

445020, Самарская область, Тольятти, Белорусская ул., 14

+7 (8482) 44-94-24
, 44-94-44

Пн-пт: 8:15-17:00 (перерыв: 12:30-13:15)

office@tltsu.ru