Думать по-новому
Думать по-новому.jpg
Семинар имеет статус Всероссийского, на нём присутствовали гости из других регионов страны – всего порядка 250 человек. Образование сегодня – это сфера, которая стремительно меняется, а значит педагогам как никогда ранее приходится развивать свои компетенции и учиться новому.
Представители власти, руководители образовательных организаций профессионального, общего и дошкольного образования, преподаватели и студенты ТГУ собрались, чтобы обсудить вопрос образования «будущего». Организаторами семинара выступили гуманитарно-педагогический институт ТГУ, департамент образования администрации, общественная организация «Совет женщин при администрации г.о. Тольятти».
Семинар состоял из пленарного заседания, цикла мастер-классов, лекции-концерта, тренинга и открытой лекции-дискуссии. На пленарном заседании были рассмотрены 4 доклада.
Екатерина Артамонова, докторпедагогическихнаук, профессор, президент Международной академии наук педагогического образования (г. Москва), выступила с докладом на тему «Формирование инновационного мышления современного педагога в информационную эпоху». Она подчеркнула, как важно изучать инновационные разработки, разбираться в них и правильно внедрять в педагогическую деятельность.
Татьяна Иванова, доктор социологических наук, заведующий кафедрой «Социология» ТГУ, представила свой доклад «Инновационная образовательная среда как сфера деятельности педагога» Она говорила о том, как изменились принципы общества, о социальных институтах, солидарности, эмпатии и сотрудничестве, о форсайт-информационности (это систематический процесс сбора информации о будущем и формирования средне/долгосрочного видения, основанный на участии заинтересованных сторон и направленный на принятие решений и мобилизацию к совместным действиям в настоящем),о трёхфакторах социализации: макро (космос, планета, страна, общество, государство), мезо (этнос, тип поселения, СМИ) и микро (семья, группы сверстников, организации). Мышление современным людей становится экосистемным, считает Татьяна Иванова, поэтому так востребованы сейчас экопедагоги.
Татьяна Емельянова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» ТГУ, подробно остановилась на теме «Развитие инновационного мышления личности в условиях дидактического медиапространства». Она рассказала о подходах в образовательной системе, термине «медиа» и о том, что у этого понятия нет одного определения, объяснила, чем занимается «медиапедагог», и что такое медиапространство с точки зрения педагогики.
Татьяна Гудалина, кандидат педагогических наук, заместитель директора МКОУ ДПО «Ресурсный центр» г.о. Тольятти, осветила тему «Повышение инновационной активности образовательных организаций г.о. Тольятти: от идеи к результату». Она рассказала о направлениях и методических продуктах, показала сайты. Доступно и понятно объяснила, как важно сегодня создание, освоение и производство инновационной активности.
В перерывах между выступлениями участников награждали за вклад в образование нашего города. Также в рамках семинара состоялся круглый стол для представителей школ из 8 районов Самарской области, которые являются участниками апробации новой программы воспитания. Они встретились с экспертом Приволжского федерального округа данной программы, профессором, доктором педагогических наук ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» Ириной Руденко и обсудили все детали.
– ТГУ – это центр развития инноваций в городе. Город в компоненте знаний, креативности, в компоненте будущего развивается за счет функционирования нашего опорного университета ТГУ. И это совершенно естественно. Это фундамент всего, – отметила Галина Ахметжанова научный руководитель семинара,заведующий кафедрой «Педагогика и методики преподавания» ТГУ.
Семинар – это теория и практика, поэтому после пленарного заседания участники отправились на различные мастер-классы и тренинги. Итоги мероприятия подвёл директор гуманитарно-педагогического института ТГУ Юрий Лившиц:
– Ведущая роль университета в Тольятти заключается в том, чтобы наводнять город думающими молодыми людьми. Именно они как раз и должны стать инновационными. Инновационный человек в моем понимании, это человек, готовый ко всему, к любой реакции на происходящее в жизни окружающих, его собственной жизни, на события в жизни страны, государства, города, маленькой общности. Когда человек реагирует на жизнь – это и есть, наверно, некая инновация, которую он должен культивировать в себе любым путем.
Юлия Комкова