АВТОВАЗ поможет студентам ТГУ преодолеть «долину смерти»
cuyr119kxrfuqg41wpq62siivr16u3l8.jpg
Его задействуют при подготовке инженеров, разработке новых технологий и опытных образцов в интересах АВТОВАЗа и поставщиков, а также при запуске студенческих стартапов с последующим выходом на потенциальных инвесторов, пишет «ФедералПресс».
ТГУ является основным стратегическим партнёром АО «АВТОВАЗ» в подготовке молодых квалифицированных профессионалов для разработки и внедрения новых конструкторско-технологических решений. Университет готовит бакалавров и магистров по направлениям машиностроение, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, материаловедение и технологии материалов, наземные транспортно-технологические средства, электроника и наноэлектроника, энергетическое машиностроение. 10 программ имеют профессионально-общественную аккредитацию в Ассоциации инженерного образования России, которая официально признаётся на международном уровне. Это значит, что в перспективе выпускники-инженеры из ТГУ могут получить профессиональное звание «Европейский инженер» и трудоустроиться на руководящих должностях на европейских предприятиях автоконцерна.
С 2017 по 2021 год по программам целевого и дополнительного профессионального обучения под потребности автогиганта обучение в ТГУ прошли 136 человек. В ближайшие три года на предприятии надеются получить от Тольяттинского университета порядка 150 новых специалистов инженерных специальностей. Требования к уровню подготовки инженеров постоянно повышаются, АО «АВТОВАЗ» заинтересовано в том, чтобы навыки работы на современном оборудовании студенты получали ещё во время обучения, поэтому оборудование передается университету безвозмездно. Часть его уже поступила в ТГУ.
– При подготовке с АО «АВТОВАЗ» списка необходимого оборудования, мы делали акцент на формирование единых технологических цепочек с уже имеющимся в ТГУ оборудованием, а также возможности его использования студентами для изготовления опытных образцов. Например, нам передают инновационную мобильную измерительную машину FARO Arm, вакуум формовочную машину ВФП-Д Супер и универсальную литьевую машину ES 330/80. Всё это вместе – комплекс, который можно встроить в цепочку реинжиниринга с построением цифровой модели и изготовлением прототипа, – рассказал директор института машиностроения ТГУ Александр Селиванов. – Общая стоимость всего предоставляемого оборудования – примерно 30 млн рублей.
Программное обеспечение (ПО) для нового оборудования предоставила компания Geiss RUS. Она является поставщиком специализированного ПО Tebis для разработки управляющих программ для станков с числовым программным управлением (ЧПУ).
– УПО Tebis есть большой плюс – оно очень хорошо работает с координатно-измерительной машиной FARO. Машина передаёт собранные данные в Tebis, который их обрабатывает, позволяя построить цифровую копию изделия. В этом же ПО разрабатываются управляющие программы для станков с ЧПУ для физического изготовления изделий, – поясняет заместитель директора по учебной работе ИнМаш ТГУ Полина Шенбергер. – Кроме того, компания Geiss RUS разработала для нашего оборудования с ЧПУ виртуальные станки для CAM-обработки. Система CAM позволяет создать визуализацию полученной обработки детали.
Студенты инженерных специальностей Тольяттинского госуниверситета начнут осваивать оборудование уже в осеннем семестре 2022 года. Образовательный процесс в ТГУ с 2017 года построен на практико- и проектоориентированном обучении. Студенты, начиная с первого курса, погружаются в сквозную проектную деятельность, генерируя идеи для стартапов и реализуя проекты по заказу организаций и предприятий региона, в том числе АО «АВТОВАЗ» и его поставщиков. Такая образовательная модель полностью отвечает задачам национального проекта «Образование», предусматривающего разработку практико-ориентированных и гибких образовательных программ высшего образования, «которые обеспечивают получение студентами компетенций, отвечающих актуальным требованиям рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы…», сообщает Министерство науки и высшего образования РФ.
В программе развития до 2030 года, с которой ТГУ участвует в федеральной программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», предусмотрен ежегодный запуск не менее семидесяти студенческих проектов с отбором лучших для инвестиций и изготовления опытных образцов, вывода не менее двадцати на начало продаж и не менее семи на этап возврата инвестиций. Для преодоления этими стартапами «долины смерти»* лучшие проекты в результате конкурсного отбора направляются в инновационно-технологический парк (ИТП) ТГУ для изготовления опытных образцов и выхода на потенциальных инвесторов с реальными проектными решениями, упакованными в готовые бизнес-модели. По итогам 2021 года 13 студенческих проектов получили такую поддержку, среди них, например, проект «Плазменная сварка (плазматрон)» и «Аэропатруль» (дроны для мониторинга пожаров).
Большая часть оборудования, полученная от автоконцерна, разместится в новом здании инновационно-технологического парка университета. Он предоставляет возможность создавать опытные образцы и штучную высокотехнологичную продукцию, а также малые серии изделий. В ИТП входят Центр технологического проектирования, Центр маркетинга и бизнес-планирования, Центр аддитивных технологий термопластов и прототипирования. Сейчас ведётся реконструкция ИТП на средства федерального бюджета (более 300 млн рублей) и завершится она в декабре 2022 года. На базе технопарка разместятся опытно-промышленное производство, испытательное и технологическое оборудование. Ожидается, что запуск в эксплуатацию нового здания ИТП ускорит вывод разработок ТГУ и партнёров в реальный сектор экономики за счёт выстраивания полноценных технологических цепочек. Оборудование АО «АВТОВАЗ» станет их частью.
Технопарк будет ориентирован на реализацию CAD/CAM/CAE-технологий, изготовление физических моделей изделий и готовых к применению средств производства (пресс-форм, штампов, инструментов), изделий конечного потребления. В основу комплекса технологических процессов лягут современные компьютерные технологии проектирования и быстрого прототипирования, технологии вакуумного литья, автоматизированной металлообработки, поверхностной закалки, автоматизированного технологического контроля выпускаемых изделий и др.
*«Долина смерти» – период, в течение которого стартапы тратят больше, чем зарабатывают, а до появления первых крупных инвестиций остается ещё много времени.
176
просмотров