АВТОВАЗ и ТГУ запускают «ГибридТех»
АВТОВАЗ и ТГУ запускают «ГибридТех».jpg
– Фронтирная задача ПИШ «ГибридТех» – разработка в интересах автомобилестроения и смежных отраслей комплекса гибридных и комбинированных технологий с необходимым оборудованием, а также подготовка инновационно мыслящих инженеров, способных обеспечить дальнейшее развитие АВТОВАЗа и отрасли в целом, – рассказал руководитель ПИШ «ГибридТех» Александр Селиванов, директор института машиностроения ТГУ.
Он обратил внимание на то, что отрасль обеспечивает работой почти 3 млн человек и даёт оборот свыше 3 трлн рублей. АВТОВАЗ – системообразующее ядро отрасли – увязывает между собой полторы тысячи поставщиков и свыше 300 дилеров. Доля рынка АВТОВАЗа в России уже достигла 37 %.
Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов рассказал, что перед АВТОВАЗом сегодня стоит масштабная задача и по достижению технологического суверенитета в производстве того модельного ряда, который сегодня в активе у Волжского автомобильного завода, и по созданию новых моделей. Таких как Lada Aura, моделей нового кроссовера и ряда электромобилей, которые тоже будут производиться в линейке продуктов АВТОВАЗа.
– Конечно, мы нацеливаем Тольяттинский госуниверситет и совместный проект по созданию передовой инженерной школы «ГибридТех» и на реинжиниринг существующего модельного ряда, и на разработку новых моделей, принципиально новых конструкторских разработок, в том числе силовых установок и всего того, из чего состоит автомобиль, – прокомментировал Максим Соколов.
Программа исследований и разработок ПИШ включает четыре взаимосвязанные научно-технологические программы и 39 проектов, ориентированных на создание материалов с уникальными свойствами, повышение производительности и энергоэффективности техпроцессов, обработку труднообрабатываемых материалов, а также повышение стойкости инструментов.
Участие в их реализации подтвердили генеральный партнёр АВТОВАЗ и ещё семь компаний. Для разработки «заблокированных» комплектующих и оборудования в ТГУ создаётся инжиниринговый центр. Центры компетенций ТГУ трансформируются в Центр превосходства мирового уровня в гибридных и комбинированных технологиях. Всё это станет базой подготовки высококвалифицированных инженеров.
– Чтобы у студентов было время на проектную работу с наставниками, мы переводим часть лекций в электронный формат. Используем новую схему разделения труда, чтобы быстро снимать профессиональное содержание с профильных специалистов и трансформировать его в актуальные онлайн-курсы, – рассказал об изменениях в образовательной политике ректор ТГУ Михаил Криштал. – Студенты будут работать на практике с абсолютно реальными кейсами, полученными от индустриальных партнёров. Это приведёт к нулевому периоду адаптации их при трудоустройстве. Мы выделяем три инженерные позиции: исследователь, разработчик и системщик (или интегратор). Для каждой позиции разработана матрица компетенций, входные и выходные требования.
АВТОВАЗ как генеральный партнёр гарантировал софинансирование программы ПИШ «ГибридТех» в размере 1,383 млрд рублей, из них на НИОКР 1,244 млрд рублей. Ещё 230,4 млн рублей в год – софинансирование из федерального бюджета. Эта сумма соответствует второй группе из трёх, к которым отнесены все 20 победителей конкурсного отбора 2023 года.
Для руководства инженерной школой привлечены ведущие учёные и инженеры, в том числе из Российской академии наук и Национальной академии наук Беларуси. Программу инжиниринга и реинжиниринга возглавит главный конструктор АО «АВТОВАЗ» Сергей Аманов, который также будет осуществлять научное руководство ПИШ в целом. За стратегическое управление отвечает Координационный совет ПИШ. Его возглавит президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов или один из вице-президентов, членов правления АВТОВАЗа. Ректор ТГУ Михаил Криштал будет курировать ПИШ от ТГУ.
Цель федерального проекта «Передовые инженерные школы» – обеспечение передовыми квалифицированными кадрами высокопроизводительные экспортоориентированные секторы экономики страны, поддержка вузов в сфере подготовки инженеров для достижения технологической независимости. Проект был запущен Министерством науки и высшего образования России при поддержке Правительства РФ в 2022 году.
В 2023 году 57 российских университетов допущены до выступления на получение статуса ПИШ, только 20 получили право открыть передовую инженерную школу. Количество школ в стране, таким образом, увеличится с 30 до 50. Конкурсный отбор проводил Совет под руководством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.
Каждый из 20 вузов – победителей отбора 2023 года отнесён к одной из трёх групп в зависимости от финансирования из федерального бюджета. В первой группе с софинансированием по 340,4 млн рублей в год только 5 вузов, включая Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Москва) и Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург). Вторую группу открывает Тольяттинский госуниверситет с софинансированием 230,4 млн рублей. В группе 9 вузов. В третьей группе с софинансированием 120,4 млн рублей – 6 вузов.
2729
просмотров