Ожидаемые эффекты от реализации мероприятий в области трансформации финансовой модели

Влияние на развитие университета

Политика трансформации финансовой модели обеспечивает финансовую устойчивость университета в условиях интенсивного развития за счет:

  • развития целевого капитала как источника долгосрочного финансирования актуальных для университета направлений, в том числе в области научно-исследовательской политики;
  • поддержания высокого уровня софинансирования программы развития из внебюджетных источников и роста заработной платы сотрудников без потери финансовой устойчивости и платежеспособности университета;
  • повышения эффективности деятельности университета путем интенсификации процесса генерации и коммерциализации инноваций, роста активности команд-разработчиков, увеличения стоимости ОИС на бухгалтерском балансе университета, использования и реализации исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС);
  • расширения ассортимента оказываемых услуг и производимой продукции, выхода на новые потребительские рынки (включая экспортные) за счет привлечения инвестиций, в том числе иностранного капитала, для финансирования крупных инвестиционных предложений университета;

– снижения рисков и наращивания конкурентных преимуществ через реализацию инвестиционной политики, направленной на партнерство с широким кругом инвесторов.

Трансформация финансовой модели ТГУ влияет на ряд показателей и результатов, запланированных в рамках стратегических документов национального и регионального уровня.

В рамках достижения национальных целей [1] оказывает положительное влияние на целевые показатели:

  • «обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции» (п. 2, г) – за счет развития системы управления финансовыми ресурсами университета, позволяющей обеспечивать конкурентоспособный уровень заработных плат сотрудникам университета, в том числе выполнять показатели по отношению среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в регионе (дорожная карта);
  • «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования» (п. 2, б) – за счет развития системы стимулирования авторов РИД, обеспечивающей генерацию и внедрение инноваций, реализации, в том числе с участием иностранного капитала, комплексных инвестиционных проектов университета;
  • «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (п. 2, б) – за счет развития эндаумента как механизма объединения неравнодушных людей и социально ответственных компаний, разделяющих ценности университета и готовых инвестировать в развитие подрастающих поколений.

В рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [2] оказывает положительное влияние на достижение результатов:

  • «обеспечить продвижение российских технологий и инновационных продуктов на новые рынки, рост доходов от экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и прав на технологии и, как следствие, усиление влияния и конкурентоспособности России в мире» – за счет позиционирования университета на зарубежных рынках через создание совместных предприятий, экспорт продукции, продажу лицензий;
  • «создать эффективную систему организации исследований и разработок, обеспечивающую высокую результативность и востребованность в социально-экономической сфере исследований и разработок, рост инвестиций в исследования и разработки и увеличение доли частных инвестиций во внутренних затратах на исследования и разработки, привлекательность работы в России для наиболее перспективных исследователей и повышение роли российской науки в мире» – за счет развития системы, обеспечивающей генерацию и внедрение инновационных разработок университета; разработки и реализации стратегии, обеспечивающей рост инвестиций в исследования и разработки университета; выхода на зарубежные рынки инвестиций.

В рамках национального проекта «Наука» [3]

оказывает положительное влияние целевой показатель «место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития» – за счет развития системы, обеспечивающей ресурсное и правовое обеспечение создания и внедрения РИД.

В рамках стратегии развития региона [4] оказывает положительное влияние на показатели:

  • «создание финансовых и нефинансовых инструментов поддержки технологического предпринимательства ранних (предпосевная и посевная) стадий», а также «создание финансовых и нефинансовых инструментов поддержки технологического предпринимательства, осуществляемого в приоритетных отраслевых направлениях» – за счет внедрения и развития финансовых инструментов поддержки авторов разработок на всех этапах жизненного цикла инноваций (гарантированное участие в распределении дохода от коммерциализации, помощь в получении налоговых преференций);
  • «вовлечение регионального, федерального и международного частного венчурного капитала, а также интеллектуального потенциала в развитие технологического предпринимательства в Самарской области» – за счет привлечения венчурных инвестиций, в том числе международных, для реализации проектов университета на территории Самарской области;
  • «содействие выходу российских инновационных и сервисных бизнесов на глобальный рынок и их интеграции в международные цепочки создания стоимости» – за счет коммерциализации разработок университета, в том числе имеющих экспортный потенциал (см. также «Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок», «Матрица TPRL проектов ТГУ»);
  • «содействие улучшению конкурентных позиций региона и расширению рынков сбыта региональной продукции» – за счет реализации разработок университета за пределами региона;
  • «повышение уровня доходов населения до уровня развитых европейских стран» – за счет развития системы управления финансовыми ресурсами университета, позволяющей обеспечивать конкурентоспособный уровень заработных плат сотрудникам университета, в том числе выполнять показатели по отношению среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в регионе (дорожная карта);
  • «расширение практики формирования фондов целевого капитала при организациях социальной сферы» – за счет активного вовлечения партнеров университета в благотворительность и фандрайзинг.

Официальные документы

  1. О национальных целях развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Рос. газ. – 2020. – 22 июля.
  2. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 49. – Ст. 6887.
  3. Паспорт национального проекта «Наука»: утв. президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 декабря 2018 г. № 16. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: постановление Правительства Самарской области от 12 июля 2017 г. № 441 (в ред. постановления Правительства Самарской области от 17 сентября 2019 г. № 643) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/450278243 (дата обращения: 29.07.2021).

Разделы

Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019