Аспирант ТГУ предложила новый подход к обучению детей ПДД

Александра Орлянская, целевой аспирант кафедры «Педагогика и психология» Тольяттинского госуниверситета, предложила новый подход к изучению правил дорожного движения (ПДД) в школах с учётом психологических особенностей детей в соответствии с возрастными и когнитивными способностями.
Аспирант ТГУ предложила новый подход к обучению детей ПДД

– Сегодня проблема безопасности на дорогах стоит очень остро, – рассказывает Александра Орлянская. – По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий обрывается жизнь около 1,19 миллиона человек. Дорожно-транспортный травматизм – одна из основных причин смертности детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет. В то же время учителя школ порой сами не так глубоко погружены в тематику ПДД, а потребность в обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах есть. Но как их этому учить? Определённые разработки у моих коллег по стране, конечно, есть. Но я провела анкетирование педагогов Тольятти и, опираясь на полученные данные, пришла к решению разработать специальную программу для учителей, предложив свой подход к обучению детей ПДД.

В 2023 году программа Александры Орлянской «Дорога БЕЗопасности» была представлена педагогам начальных школ города на курсах повышения квалификации в институте дополнительного образования «Жигулёвская долина» Тольяттинского госуниверситета. По «принципу матрешки» программа по обучению педагогов включает в себя авторскую программу Александры Орлянской по обучению детей ПДД с учётом психологических особенностей школьников в соответствии с возрастными и когнитивными способностями.

– Фактически я представила готовые образовательные инструменты, как в доступной и интересной форме рассказать детям о правилах дорожного движения. Программа состоит из четырёх модулей, оснащённых технологическими картами и мультимедийным сопровождением к занятиям. Каждый модуль содержит готовые сценарии с презентациями на каждый учебный год начальной школы. Занятия разработаны с учётом психолого-возрастных особенностей младших школьников, форма подачи способствует интеграции теоретического и практического материала, – поясняет Александра Орлянская.

В процессе обучения школьники знакомятся с правилами безопасности для разных участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей средств индивидуальной мобильности. Основной теоретический материал подаётся через поисковые задачи. Каждое занятие начинается с поиска темы через ребусы или загадки. Затем педагог вместе с детьми рассуждает о значимости новых понятий в области дорожного движения, демонстрирует их на интерактивной доске. Рассказы, сказки и истории о правилах дорожного движения помогают детям в игровой форме запомнить важную информацию. На «физминутках» темы подаются в стихотворной форме.

– Программой предусмотрено участие детей совместно с родителями в патрулировании подъездных путей к школе. Так у ребят формируется представление об ответственности за нарушение правил дорожного движения, о необходимости использования автокресел для маленьких пассажиров и о значимости световозвращающих элементов в тёмное время суток для пешеходов, – рассказывает Александра Орлянская. – При знакомстве с правилами для велосипедистов проводятся занятия с представителями велоклубов. Предусмотрено и обучение оказанию доврачебной помощи, а итоговые занятия могут проходить в виде квест-игр «Безопасная дорога». Такой подход даёт нам возможность говорить с детьми на их языке, при этом обучая школьников важным навыкам безопасного поведения на дорогах.

Об опыте внедрения в школах Тольятти авторской программы «Дорога БЕЗопасности» Александра Орлянская рассказала коллегам на Международной научно-практической конференции Алтынсаринские чтения «Инновационные технологии в современном образовании: стратегия, задачи, внедрение». Для участия были приглашены преподаватели вузов, колледжей, докторанты, магистранты, учителя школ, методисты, а также все педагоги, проявляющие интерес к инновационным технологиям в современном образовании.

Организаторы конференции поблагодарили научного руководителя – профессора кафедра «Педагогика и психология» ТГУ Ирину Руденко и Александру Орлянскую за интересный подход к разработке актуальной темы.

Читайте также

все

Поступи в целевую аспирантуру

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) объявлен предварительный конкурсный отбор претенд...

ТГУ приглашает в аспирантуру

Стартовал приём в аспирантуру Тольяттинского государственного университета. Приём заявлений на посту...

Успешная защита в День энергетика

Роман Пудовинников, целевой аспирант Тольяттинского госуниверситета (ТГУ), защитил кандидатскую дисс...

Поздравляем с защитой!

Лучший доклад о прокурорском надзоре

Аспирант Тольяттинского госуниверситета Кристина Забурдаева отмечена дипломом за лучший доклад на на...

Аспирантов приглашают на целевое обучение

Достижение - Целевые аспиранты ТГУ

Целевые аспиранты Тольяттинского государственного университета принимают активное участие в междунар...
Премия Правительства РФ в области качества
Лауреат 2019
Конкурс «Проектный Олимп»
I место 2019