Документ без названия
inter.png1392996801_icon-help-circled.png1392636021_phone.png1393195936_icon-ios7-information.png1392635920_mail.pngkey.png

Тольяттинский государственный университет

По инициативе «снизу», идущей от профессуры университета, нуждающейся в активной самореализации и интеллектуальном общении не только как преподавателей, но и как личностей с разносторонними интересами, в университете создана такая форма общественной организации, как Дом учёных. Его деятельность вписалась эффективным компонентом в контекст обеспечения качества подготовки специалистов в университете, в создание гуманитарной мультикультурной коммуникативной среды, неформального интеллектуального общения: 
  • преподавателей разных специальностей и направлений;
  • преподавателей, аспирантов и студентов в неформальной 
  • обстановке;
  • обучающих и обучающихся в университете с городским
  • сообществом;
  • ветеранов, ушедших на пенсию, и работающих;
  • студенческой элиты и профессуры;
  • менеджеров и преподавательского коллектива. 

Первое же заседание в Доме учёных посвящалось осмыслению понятия «ДОМА». Для инициаторов нового общественного объединения было очень важно, что создаётся не клуб, но дом. Поэтому органичной стала уже первая тема для заинтересованного обсуждения: «ДОМ КАК КОНЦЕПТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ».

В семантическую нагрузку Дома коллективным разумом включена гармоническая модель мироздания, где взаимосвязаны время и вечность, личностное и общечеловеческое, телесное и духовное. А известно, что в пространстве Дома как уменьшенной модели мироздания происходит:  

  • совмещение бытия мира и личного бытия;
  • реализуются творческие способности человека;
  • осуществляется развитие и самоопределение личности. 

Ведущими тематическими разделами уже первой встречи и его разработчиками стали:

  • Тольятти. Дом. Истоки духовной жизни – профессор Г.Н. Тараносова.
  • Философское понятие дома –  профессор  Н.Ф. Шаров.
  • Дом в литературном творчестве русских писателей – профессор П.Е.Суворова.
  • Дом в славянской культуре – профессор И.Ф. Амроян.

В последующем Дом учёных превратился в такое духовно-творческое образование, в котором: 

1. Обеспечивается качество общения, качество совместного проживания в коллективе, качество повышения квалификации преподавателей, которую можно назвать работой по образцу, что, в конечном счёте, способствует качеству подготовки специалистов. 

2. Прорабатывается на неформальном уровне коллективным разумом преподавателей и студентов дальнейшая стратегия образования, достаточно привести пример заседания Дома учёных на тему «Зарубежное высшее образование. Из опыта учёных Тольяттинского университета». 

3. Формируется нравственный и моральный климат в университете, так как, во-первых, в Доме учёных органично представлены три поколения, во-вторых, можно свободно обсудить все актуализированные в тот или иной момент проблемы, а в–третьих, «выпустить пар». 

4. Выполняется Миссия университета: стать градообразующим фактором, а также быть привлекательным и эффективным. 

5.Создаётся на неформальном уровне корпоративная культура и, прежде всего, культура общения посредством многообразных форм деятельности, таких, как: 

  • сложившийся в качестве традиции Литературный пикник в Доме учёных с выездами на природу в День рождения Пушкина, например, в Ширяево отметить юбилей Ширяевца, почитать стихотворения знаменитого земляка-поэта, но и свои стихотворения, спеть под гитару бардовскую песню, попотчеваться пловом, приготовленным в режиме конкурса между четырьмя профессорами, потешить себя профессорским капустником; 
  • проведение диспутов на животрепещущую тему, например, «Человек и современный мегаполис», «Тольятти как текст», когда профессора и студенты на равных участвуют в ситуации острого  обсуждения; 
  • профессорские капустники, как возможность «истину царям с улыбкой говорить», тем самым в неформальной обстановке, в ситуации обсуждения выражать преподавательское мнение и отношение, например, к сокращению штатов; 
  • знакомство с увлечениями и хобби друг друга: кто-то играет на инструменте, как, например, профессор Н.Ф. Шаров, кто-то коллекционирует живопись земляков, как, например, доцент Б.В. Царёв, кто-то исполняет бардовские песни, как, например, доцент В.Е. Волков, кто-то устраивает в Доме учёных фотовыставки, как, например, профессор В.П.Петинов к мартовскому заседанию, а кто-то – и профессиональные выставки своих полотен, как, например, университетские профессора-художники Вера и Сергей Кондулуковы; 
  •  общение с приглашёнными учёными и знаменитостями, например, с известным бардом Тальковским, украсившим один из весенних Литературных пикников; 
  • театральные встречи и концертные вечера;
  • ежегодный День учителя, отмечаемый в Доме учёных как дань уважения и признательности учителям в жизни каждого из нас, будь то учитель по жизни, научный руководитель, преподаватель в школе, в вузе и др.