Документ без названия
inter.png1392996801_icon-help-circled.png1392636021_phone.png1393195936_icon-ios7-information.png1392635920_mail.pngkey.png

Конструктивный диалог

Конструктивный диалог 26.12.2014

В декабре в деловом центре НИЧ ТГУ прошёл второй ежегодный методический семинар «Практика использования естественнонаучных методов в прикладных социально-гуманитарных исследованиях» в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), выигранного кафедрой социологии ТГУ.

С приветственным словом к участникам семинара обратился директор Гуманитарно-педагогического института Юрий Лившиц. Он подчеркнул важность вовлечения студентов в научную деятельность. Первой же начала своё выступление доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии Ирина Цветкова отметившая, что «социальные и гуманитарные дисциплины определяют содержательные аспекты сбора информации, а математические методы и методы естественных наук выполняют функции синтеза информации».

Внедрение математики и математических методов во всевозможные сферы деятельности ещё не раз отмечалось на семинаре, особенно преподавателями кафедры высшей математики и математического моделирования института математики физики и информационных технологий (ИМФИТ). Судя по бурным обсуждениям студентов, всем особенно запомнился доклад о математической модели интервальной оценки компетентности доктора технических наук ИМФИТ ТГУ Петра Зиброва, который начал с разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

Не остался без внимания и доклад доктора социологических наук, завкафедрой социологии ТГУ Татьяны Ивановой «Модель социально-трудовой мобильности молодёжи на рынке труда», в котором рассматривались факторы, оказывающие влияние на механизм мобильности рабочей силы на рынке рабочих мест, что особенно важно для студентов в настоящее время.

С каждым докладом становилось понятно, что темы, поднимаемые на семинаре, довольно сложные, но очень интересные, и дискуссия могла бы продолжаться довольно долго. Однако итог всё же был подведен Татьяной Ивановой: «Доклады, представленные на семинаре, и выступления участников продемонстрировали высокую заинтересованность научной общественности и специалистов в различных сферах практической деятельности в повышении качества научных исследований. Качество научных исследований, безусловно, зависит от методологической подготовки ученых, опыта использования ими научных методов. Семинар показал, что знание о научных методах воспринимается людьми, заинтересованными в научных исследованиях, как необходимое и практически значимое. При этом на сегодняшний день трактовка понятия «научный метод» имеет достаточно широкий и неопределенный смысл и используется как синоним «методики», «социальной технологии», способа интеграции знаний и т.д. Участники семинара пришли к выводу о том, что для повышения качества социальных исследований, а также эффективности применения методов естественных наук при их проведении необходим конструктивный диалог между представителями различных научных специальностей, а также специалистов-практиков, представителей властных структур и общественных организаций».

На следующий день, 19 декабря, в учебно-лабораторном корпусе ТГУ был проведён семинар уже исключительно для студентов, где они могли продемонстрировать свои работы и освоение в них естественнонаучных и математических методов. Стоит заметить: почти каждый доклад сопровождался продолжительной дискуссией, а это говорит о важности данной темы и вовлечённости студентов в научно-исследовательскую деятельность университета.

Татьяна Сорокина,

студентка 3-го курса