Документ без названия
inter.png1392996801_icon-help-circled.png1392636021_phone.png1393195936_icon-ios7-information.png1392635920_mail.pngkey.png

Большие надежды на обновление

Большие надежды на обновление 20.09.2016

Круглый стол на тему «Новая политика России в сфере образования» состоялся в Доме учёных ТГУ 15 сентября. Участники мероприятия обсудили проблемы в сфере школьного образования и по итогам дискуссии сформировали перечень предложений по совершенствованию системы современной средней школы, которые будут прописаны в официальном письме на имя министра образования и науки РФ Ольги Васильевой.


 Круглый стол был организован по инициативе РКЦ. Центр уже давно сотрудничает с Домом Учёных ТГУ и имеет с градообразующим вузом Тольятти общие интересы в сфере образования, воспитания и культуры.


Участниками обсуждения стали: директор РКЦ Владимир Патоков, заслуженный художник России, председатель Попечительского совета РКЦ, председатель Тольяттинского отделения ВТОО «Союз художников России» Алексей Кузнецов, президент Дома учёных ТГУ Галина Тараносова, директор Дома учёных ТГУ Олег Ярыгин, доценты ТГУ Ольга Вещева и Людмила Сергеева, директор школы «Ковчег» (Верхнее Санчелеево) Бахар Давыдова, учитель МБУ СОШ № 15 (филиал в посёлке Фёдоровка) Зоя Долганова.


В начале заседания Владимир Патоков вручил Олегу Ярыгину, Ольге Вещевой и Алексею Кузнецову памятные знаки «Куйбышев – запасная столица».

Одна из ключевых тем дискуссии – проблема современного образования как системы воспроизводства общества. Директор Дома учёных ТГУ высказал мысль, что «главная задача в реформировании сферы образования должна состоять в том, чтобы «развернуть» образование от того статуса услуги, как его сейчас позиционируют, в сторону того, чем оно на самом деле должно являться. Образование – это то средство, с помощью которого государство или общество обеспечивает воспроизводство народа как исторической общности».

Президент Дома учёных, профессор Галина Тараносова подчеркнула: «В обществе возникла потребность в изменениях системы образования. Вспомним, какова наша ментальность? Мы люди крайностей. Можем долго терпеть, но возможен взрыв – и храни нас Бог от русского бунта. Так вот, этот взрыв назревал – и, слава Богу, что пришёл новый министр образования и науки. Получилось, что вся Россия всколыхнулась. Недавно в России была создана так называемая «Сеть сетей». Сюда всем предложено вносить свои предложения по определённым направлениям. В «Сети сетей» создана экспериментальная площадка, которая так и названа – «Образование». 19 ноября на основе этих предложений состоится четвёртый Общероссийский гражданский форум под названием «Диалог. Солидарность. Ответственность». Вероятно, приход нового министра – мотивация к тому, чтобы вспомнить об истинном содержании образования».

Поговорили о судьбах малокомплектных школ. Кто-то считает, что их скоро закроют, потому что не выгодно содержать. Кто-то продолжает надеяться на их сохранение, ведь качество образования там сильно отличается от базовых школ в лучшую сторону.

Директор школы «Ковчег» Бахар Давыдова рассказала, что цель работы их школы – это духовное, нравственное, культурное развитие человека.

– В «Ковчеге» мы полностью обособились от государственной системы образования: создали свой устав, сами себя обеспечиваем. Это тяжело, но, в свою очередь, мы самостоятельно определяем стратегию работы с детьми. В центре – духовно-нравственное воспитание и образование, а не статистика и формальность. Не тратим мы на это время. Многие наши знакомые, кстати, в восторге от того, что мы делаем и были бы только рады, если бы таких школ было больше, – заявила Бахар Давыдова.

По словам Ольги Вещевой за школу № 15 (филиал в посёлке Фёдоровка) горой стоят и учителя, и родители, и сами дети. «От нового министра нам хотелось бы, чтобы в начальной школе не было излишней предметной специализации. Чтобы предметные направления могли существовать в системе, а не вне её. Малокомплектные школы абсолютно особенные, есть в них своя атмосфера. У нас, например, каждый ребенок вносит свой вклад в любое дело. В городских школах учителя из-за маленькой зарплаты ведут два класса, зарываются в бумажной работе. Это уже не работа с детьми как с личностями…».

В ходе круглого стола, конечно же, говорили и о ЕГЭ, приводя всевозможные аргументы «за» и «против» такого способа тестирования.

– Что мы видим, как преподаватели вуза, принимая абитуриентов по результатам ЕГЭ? Минимальные баллы по экзаменам! Поступают на технические профессии с баллами по математике «ниже плинтуса». Мы видим жертв натаскивания на тестирование, – заявил Олег Ярыгин.

Галина Тараносова, в свою очередь, отметила, что «ЕГЭ – это хороший шанс для поступления в вуз. Благодаря ЕГЭ любой человек с любым материальным достатком может поступить в самый престижный вуз, потому что он старается учиться. Это, несомненно, плюс. Но единый госэкзамен в том виде, как сейчас, это преступление. Оно превращается в банальное натаскивание. Новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева говорит о том, что нужно менять смыслы ЕГЭ. И здесь я с ней полностью согласна…».

Бахар Давыдова считает, что «дети, в первую очередь, должны понимать то, что учат. Только осознанные знания, применённые на практике, будут работать. Если ребёнок владеет знаниями, то какая разница в какой форме их проверять: через тестирование или устные экзамены? На ЕГЭ мы не натаскиваем принципиально. И наши выпускники доказали, что знания у них высокие».

Участники и организаторы круглого стола не просто обсудили проблемы современного школьного образования, но и начали работу над письмом новому министру образования и науки РФ, где пропишут конкретные предложения по совершенствованию системы современной средней школы.


 Владимир Патоков, директор Российского Культурного Центра:

– Мы считаем, что министр Ольга Васильева взяла правильный курс, и нужно этот курс поддержать. Идеи, которые сегодня высказаны, будут суммированы и отправлены министру официальным письмом.

Олег Ярыгин, директор Дома учёных ТГУ:

– Думаю, мы детально обсудили вышеназванные проблемы. Считаем, что показатели сдачи ЕГЭ не должны быть критерием оценки работы школ. Сведение школьного обучения только к подготовке к Единому государственному экзамену ведёт к сужению кругозора школьников, а отсутствие кругозора не даёт почву для развития мышления школьников… Надеюсь, наши предложения будут услышаны.


 

Текст: Анастасия Богданова

Фото: Артём Чернявский