Документ без названия
inter.png1392996801_icon-help-circled.png1392636021_phone.png1393195936_icon-ios7-information.png1392635920_mail.pngkey.png

Встанут у руля

Встанут у руля 02.03.2016

Тольяттинский государственный университет (ТГУ) совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и ООО «Рулевые системы» участвует в конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства. 


Конкурс проводится в рамках постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 года №218. В соответствии с официальной информацией, опубликованной 1 марта, заявка, в которой ТГУ является соисполнителем, прошла отбор в числе 150 заявок и теперь претендует на победу среди оставшихся 117 участников. 


Напомним, что одной из целей такой государственной поддержки является развитие кооперации российских вузов и реальных производств. Поэтому заявка подается от предприятия, которое наряду с Федерацией готово вложить и свои средства в разработку и коммерциализацию проекта, представленного высшим учебным заведением. В данном случае заявка подана от ООО «Рулевые системы» совместно с двумя вузами, объединившими свои компетенции. Для справки: ООО «Рулевые системы» уже более  15 лет производит гидроусилители для автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ», в партнерстве с Robert Bosch Automotive Steering GmbH (ZF Lenksysteme GmbH), одним из ведущих производителей гидроусилителей рулевого управления.

Проект, с которым вышли на конкурс ТГУ, СПбПУ и «Рулевые системы», – «Создание высокотехнологичного импортозамещающего адаптивного производства рулевых механизмов с усилителем для легковых и коммерческих автомобилей на базе энергоэффективных зелёных технологий». Его цель – запуск производства рулевых систем нового типа, в настоящее время не производящихся на территории РФ, с соблюдением условий импортозамещения и обеспечения полноценного цикла производства в РФ.

На такие совместные проекты из федеральных средств предусмотрена возможность выделения субсидий предприятиям сроком от года до трёх лет, объёмом финансирования до 100 млн. рублей в год. В заявке «Рулевые системы»-СПбПУ-ТГУ указана сумма финансирования из федерального бюджета в размере 130 млн рублей в течение двух лет (по 65 млн рублей в год), а также софинансирование со стороны заявителя («Рулевые системы») в аналогичном объеме. Объем финансирования, отведенный ТГУ как соисполнителю на выполнение НИОКР, составляет 40%.

Если в прежние периоды наличие писем поддержки было обязательным условием участия в конкурсе, то теперь – это скорее бонус к основной заявке, позволяющий получить дополнительные балы при ее рассмотрении экспертами.

Поддержку вышеназванному триумвирату оказали заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов и Правительство Самарской области, которые направили соответствующие письма в Министерство образования и науки РФ. «Успешная реализация проекта обусловлена наличием в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого и Тольяттинском государственном университете необходимого научно-технического задела, кадрового потенциала и опыта сопровождения проектов соответствующего масштаба, – говорится в письме поддержке Губернатора Самарской области Николая Меркушкина на имя Министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

Стоит отметить, что взаимодействие ТГУ и СПбПУ в рамках заявки по 218 постановлению, далеко не первый шаг к выстраиванию сотрудничества между научными площадками вузов. Ректор СПбПУ Андрей Рудской является руководителем секции «Машино- и автомобилестроение» Научно-технического совета (НТС) при губернаторе Самарской области, а ректор ТГУ Михаил Криштал – его заместителем по секции. Кроме того, ректоры не раз проводили рабочие встречи в питерском и тольяттинском университете, знакомились с созданной научно-инновационной инфраструктурой и другими достижениями. Выяснилось, что многие работы, выполняемые Санкт-Петербургским политехом, могут быть внедрены в автомобильном кластере Самарской области. Заинтересованность в тесном сотрудничестве с ТГУ обусловлена достаточно высоким уровнем компетенций тольяттинского вуза и его близостью к предприятиям крупнейшего автомобильного кластера России. Прошедшие встречи ректоров уже дали свои плоды. Так в августе 2014 года между Инжиниринговым центром СПбПУ и Инновационно-технологическим центром ТГУ, который также оказывает инжиниринговые услуги, было заключено соглашение о сотрудничестве. В 2015 году было подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве беспрецедентное по сочетанию участников. Заинтересованными сторонами выступили два вуза: СПбПУ в лице ректора Андрея Рудского и ТГУ в лице ректора Михаила Криштала соответственно, а также директор НП «Автомобильный кластер Самарской области» Владимир Путкин и руководитель Регионального центра инжиниринга ГАУ «Центр инновационного развития и кластерных инициатив» (ЦИК СО) Алексей Миронов. Союз представляет собой уникальное сочетание трёх инжиниринговых центров (СПбПУ, ТГУ и ЦИК СО), выступающих в кооперации, и АКСО как представителя целого кластера реальных заказчиков.

Совместная заявка, поданная по 218 постановлению Правительства, это логичное продолжение совместной работы двух вузов. Как отмечает Николай Меркушкин в своем письме-поддержке на имя Дмитрия Ливанова, ректор ФГАОУ ВО СПбПУ Рудской А.И. принимает активное участие в работе научно-технического совета Самарской области и помогает выстраивать прочные партнерские отношения между научным сообществом Санкт-Петербурга и промышленными предприятиями Самарской области. 


«Реализация проекта по созданию производства современных рулевых систем еще сильнее закрепит имеющиеся научно-производственные связи между нашими регионами, являющимися лидерами в области автомобильной промышленности Российской Федерации, и поможет осуществить трансфер передовых производственных технологий, разрабатываемых в СПбПУ, на ведущие предприятия Самарской области», – убежден губернатор.


1 марта были опубликованы результаты рассмотрения заявок (по формальным признакам) на участие в открытом публичном конкурсе по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства (VII очередь). Экспертизу на соответствие формальным требованиям из 150 заявок прошли только 117 участников. Теперь  предстоит еще примерно 1,5 месяца ожидания для окончательного оглашения победителей.