Документ без названия
inter.png1392996801_icon-help-circled.png1392636021_phone.png1393195936_icon-ios7-information.png1392635920_mail.pngkey.png

Птица высокого полета

Птица высокого полета 16.11.2015

Знаменитый четвертый болид «Черная пуля» команды инженеров ТГУ – Togliatti Racing Team (TRT), участников международного инженерно-спортивного проекта Formula Student – с успехом прошёл тест-драйв редакции автомобильной газеты «Семь верст». Собственный корреспондент издания и первокурсник Тольяттинского госуниверситета Маским Пасечный признался, что новый болид студентов ТГУ не только удивил своим техническим совершенством, но и сделал то, на что сегодня способны единицы по-настоящему классных автомобилей – он остался в памяти.

 

В сентябре 2015 года команда Тольяттинского госуниверситета Togliatti Racing Team заняла третье место на российском этапе международных соревнований «Формула студент» и получила пять призовых мест в отдельных номинациях. Кроме того, студенты из ТГУ привезли специальный кубок от компании Nissan – за инженерные инновации и сертификат на обучающий курс по работе с углеволокном.

Коротко о главном

От одного взгляда на новую боевую машину начинали подкашиваться ноги, сердце ускоряло свой ритм, потели ладони… И дело не только в сумасшедших характеристиках автомобиля, но и в неизвестности: о поведении машины на дороге оставалось только догадываться. Пусть в болиде и 85 лошадиных сил при массе в 262 килограмма, но разгон до 100 км/ч за 3 секунды слегка настораживал. Ведь подобным ускорением могут похвастаться такие монстры как Ferrari 458 Italia, новый Nissan GT-R, Lamborghini Huracan, у которых мощность двигателя превышает 500 лошадиных сил. Тем не менее надо было браться за дело и как следует оседлать породистую лошадь. В тот день на улице было влажно – за три часа до теста шел дождь… Согласитесь, условия далеко неидеальные для боевой машины, у которой стоит гоночная резина – слики. Если вспомнить некоторые моменты из жизни королевских гонок Formula1 – старшего брата соревнований Formula Student, то можно заметить, что при небольшом намеке на дождь абсолютно все команды в F1 ставят вместо сликов дождевую резину, чтобы был хоть малейший контакт покрышек с дорогой. Стоять перед болидом со шлемом на голове и вспоминать сей факт было не по себе, ведь через несколько минут мне предстояло отчаянно бороться за сцепление с дорогой с гоночной машиной, за рулем которой еще не сидел.

Ощущение внутри

Как бы там ни было, гоночные ремни безопасности надежно прижали меня к спортивному сиденью, что было немного болезненно для джентльменского места. Удивительно, но при росте в 170 сантиметров мне было комфортно находиться за рулем – почти так же удобно, как дома на диване, только в болиде боковая поддержка лучше. При низкой посадке создается впечатление, что сидишь за штурвалом истребителя. А тахометр расположен по центру, как в Porsche 911. Удивительно, но все приборы читаются хорошо – при необходимости их легко найти взглядом и не надо быть компьютерным гением, чтобы разобраться, что к чему относится. Правда, разобраться с секвентальной коробкой передач с первого раза оказалось непросто, тем не менее, болид летал на ура, молниеносно отщелкивая передачу за передачей.

Буйство за рулем

Гоночный характер нового болида «Черная пуля» заявил о себе при первой попытке тронуться с места. Огромная мощь и лавина крутящего момента отправили в бешеную пробуксовку задние колеса,а вместе с ними и меня унесло вдаль. Ювелирная работа педалью газа и сцеплением помогли избавиться от пробуксовки на старте. Однако если при ровном разгоне пилоту вздумается резко утопить педаль газа в пол, то вы и не заметите, как горизонт вытянется вдоль дороги и при буксе задних ведущих колес вы умчитесь вдаль, как ошпаренная улитка. Подобные ощущения мне удалось испытать в парке аттракционов. Даже удивительно, что такую штуку спроектировали и построили студенты ТГУ, а не инженеры гонок Formula 1.

На бумаге, в разделе технические характеристики, новый гоночный болид «Черная пуля» выглядит более чем привлекательно. Но на деле все оказывается еще лучше. Взять, к примеру, двигатель. Да, у него объем всего 600 кубиков... Но не стоит забывать, что его сделала Honda – производитель, который в 2006 году установило фициальный мировой рекорд скорости для болидов Формулы-1. Тест-пилот команды Honda Алан ван дер Мервесмог развить на 7-мильной прямой скорость 354,975 км/ч. И это с учетом того, что сегодня в гонках F1 средняя скорость болидов составляет 310-330 км/ч. Помимо официальных цифр существуют и неофициальные данные, которые гласят, что Алан ван дер Мерве разгонял свой болид до 415 км/ч, но по непонятным причинам эта скорость официально не была зафиксирована.

Как бы там ни было, новый болид «Черная пуля» уверенно рвется вперед, и даже с мощной пробуксовкой ты не теряешь контроль над машиной – в случае заноса задней оси одно легкое движение рулем вернет авто на нужную траекторию. Предсказуемость поведения автомобиля на дороге дает бесценное чувство уверенности в технике, отчего можно как обезумевший разогнаться на прямой, а после, за несколько сантиметров до крутого поворота, чуть поиграв с педалями тормоза и газа, вписаться в 90-градусный поворот по гоночной траектории. В случае полного безумия безумцам возможности «Черной пули» позволят в плавном дрифте пройти все повороты, устроив дымовое шоу.

Цена работы в команде

Каждый год студенты ТГУ в рамках международного проекта Formula Student в течение 12 месяцев работают над созданием нового болида. Однако этого недостаточно, если не будут учтены все пункты 300-страничного регламента, без которого допуск к соревнованиям получить невозможно. Если углубиться в детали, то по регламенту элементы конструкции рамы должны выдерживать нагрузку эквивалентную одной тонне, а каждый из шести ремней безопасности должен выдерживать усилие в одну тонну триста килограмм. Это серьезные проектировочные – проверочные работы.

За 3 месяца до соревнований все команды должны отправить отчет SES, в котором отображаются все прочностные расчеты как по раме, так и по машине в целом. А так как судейский состав в Formula Student тот же, что в Formula 1, то каждый студент из проекта Formula Student обязан свободно владеть английским языком. Поэтому в течение года все участники проекта совершенствуют навык владения английским.

Немалые усилия нужно приложить, чтобы подняться на пьедестал почета. В одной только гонке на выносливость по результатам соревнований в Австрии и Венгрии больше половины команд так и не добрались до финиша. В то же время студенты ТГУ уже второй год подряд успешно проходят эту гонку, что говорит о разумном подходе к проектировке болида и соблюдении золотой середины в соотношении «вес – прочность конструкции».

Вердикт

Новый болид от команды студентов Togliatti Racing Team Тольяттинского государственного университета из международного проекта Formula Student не только удивил своим техническим совершенством, но и сделал то, на что сегодня способны единицы по-настоящему классных автомобилей – он остался в памяти. Дело в том, что на обычной машине можно просто доехать до пункта назначения, в то время как другая доставит истинное удовольствие от вождения. «Черная пуля» как раз относится к классу автомобилей, которые сделаны с душой. Уверен, что каждый студент, проектировавший и собиравший этот болид, вложил частичку себя в неодушевленную технику. Бесценное чувство восторга за рулем – тому подтверждение.

Бескомпромиссность в сложных вопросах – TRT ТГУ.

 

Текст: Максим Пасечный

Фото: Анастасия Богданова, Евгений Никонов