Документ без названия
inter.png1392996801_icon-help-circled.png1392636021_phone.png1393195936_icon-ios7-information.png1392635920_mail.pngkey.png

Тольяттинский государственный университет

ИСТОРИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей.

В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования. В 1905 году, когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России.

Так 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания "Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию".

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей. На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского   Союза   учителей   и   деятелей   по   народному   образованию,   избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав.

С 26 по 29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся 2-й делегатский Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский Съезд, который предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.

С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года.

В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

Таким образом, с 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских до­мов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В сентябре 1934 года профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на 8 профсоюзов: профсоюзы работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политико-просветительских учреждений.

В августе 1957 года постановлением ВЦСПС «Об объединении профессиональных союзов» профсоюзы работников просвещения союзных республик и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений были объединены в один профсоюз - профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Этим же решением была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза.

Республиканская организация профсоюза (РСФСР) просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

На состоявшемся 26 - 27 сентября 1990 года Всероссийском Учредительном Съезде было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М.

С 2003 года по настоящее время Общероссийский Профсоюз образования возглавляет Г.И.Меркулова.

 

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ

 По состоянию на 1 января 2010 года в структуре Профсоюза насчитывается 78 межрегиональных и региональных организаций в субъектах РФ, 2414 - на местном (муниципальном) уровне, 91320 первичных профсоюзных организаций в образовательных учреждениях, организациях и предприятиях отрасли, в том числе 648 в ВУЗах (из них 243 профсоюзных организаций студентов), 644 в ССУЗах (из них 121 профсоюзная организация студентов), 638 в учреждениях начального профессионального образования (ПТУ) (из них 7 профсоюзных организации студентов).

Всего работающих и студентов в отрасли – 6 112 724, из них членов Профсоюза – 4 898 587. Охват профсоюзным членством работающих и студентов (обучающихся) составляет 80,1 %. По сравнению с 2009г. охват профсоюзным членством по Профсоюзу уменьшился на 0,2%.

Профсоюз со дня образования входит в качестве членской организации в Федерацию Независимых Профсоюзов России (ФНПР), а с 1995 года в международную организацию отраслевых профсоюзов - Интернационал образования.

Логика деятельности профсоюзов выстраивается под реализацию основной защитной функции в сфере социально-трудовых отношений. В связи с этим, в качестве основной цели деятельности Общероссийского Профсоюза образования выступает защита учителей и других работников образования, а главным критерием эффективности реализации этой цели становится соблюдение их социально-трудовых прав и профессиональных интересов.

Представительские полномочия Профсоюз реализует в процессе переговоров, консультаций, заключения договоров и соглашений с другими субъектами системы социального партнерства.

В современных кризисных условиях, когда наблюдается нестабильность на рынке труда, свои защитные меры Профсоюз стремится реализовывать на упреждающей основе с тем, чтобы предвидеть, например, возможные увольнения и вовремя принять соответствующие меры.

Такой подход подчеркивает не только ориентацию профсоюзной деятельности на создание социально-трудовых условий членам Профсоюза, но и показывает роль Общероссийского Профсоюза образования как школы достойной жизни, школы самоуправления, школы развития общественного потенциала для сотен тысяч работников образования.

Члены Профсоюза с полным основанием могут утверждать, что через Общероссийский Профсоюз образования они коллективно «учатся жить достойно». Можно с уверенностью утверждать, что современная миссия Общероссийского Профсоюза образования заключается в создании условий для того, что бы преподаватели, ученые, студенты и другие работники вузов коллективно учились жить достойно и через это чувствовали себя более комфортно в современном мире.

Выступая субъектом трудового права. Профсоюз осуществляет надзор и контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ, участвует в управлении, обеспечивает защиту права на труд, участвует в регулировании условий труда и зарплаты, участвует в нормотворческой деятельности и др.

Только в последние годы Профсоюз принимал активное участие в формировании новой системы оплаты труда в отрасли, разработке новой редакции порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования порядка заключения трудового договора с научно-педагогическими работниками в высших учебных заведениях и др.

В качестве важных мер Профсоюз заключает отраслевое соглашение, соглашение о взаимодействии с Минобрнауки России, соглашение о взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, соглашение с Федеральной службой по труду и занятости по вопросам осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Аналогичные соглашения в субъектах РФ и на муниципальном уровне заключают межрегиональные, региональные и местные организации Профсоюза.

Профсоюз является постоянным участником РТК, рабочих групп и комиссий, создаваемых Правительством РФ, активно взаимодействует с. Министерством здравоохранения и социального развития РФ по вопросам установления механизмов реализации прав работников образования в области обеспечения социальных льгот, гарантий и социальной защиты.

Регулярное взаимодействие осуществляется с Правлением Российского Союза ректоров. Ассоциацией технических вузов России, Советами директоров образовательных учреждений НПО и СПО по проблемам развития профессионального образования, социальной защиты работников и студентов.

Профсоюз регулярно принимает участие в мероприятиях, проводимых комитетами Государственной Думы и Сонета Федерации Федерального Собрания РФ, фракцией «Единая Россия» и другими фракциями по проблемам образования, защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, студентов.

Как в центре, так и на местах Профсоюз через свои первичные я территориальные организации активно участвует в реализации Концепции модернизации российского образования, Приоритетного национального проекта «Образование», кадровой политики в сфере образования, инициативы Президента России «Наша новая школа» и др.

За последние годы Профсоюз в лице его руководителей и правовой инспекции труда неоднократно представлял интересы работников образования, профсоюзных организаций в Верховном Суде РФ, иных судах при рассмотрении заявлений в защиту социально-трудовых прав работников отрасли и по другим вопросам социальной защиты.

Через правовую и техническую инспекции труда, комиссии профсоюзных комитетов осуществляется регулярный общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательства в области занятости, охраны труда и ок­ружающей среды, за соблюдением законодательства в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и т.д.

 

VI СЪЕЗД ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОФСОЮЗА ОБРАЗОВАНИЯ

В марте 2010 гола состоялся очередной VI Съезд Профсоюза, который подвел итоги отчетного периода деятельности по реализации уставных задач, а также принял новую редакцию Устава Профсоюза, утвердил Программу развития Профсоюза на период до 2015 года и избрал руководящие органы.

Председателем Профсоюза избрана Меркулова Галина Ивановна, которая в разные годы своей трудовой биографии работала учителем, директором школы, председателем райкома профсоюза, зав. отделом образования одного из крупных районов г. Москвы, секретарем Московского городского комитета профсоюза, заместителем, а затем и Председателем Профсоюза.

Съезд отметил, что важной особенностью в деятельности профсоюзных организаций всех уровней в период с 2005 по 2010 годы стал поиск новых эффективных форм и способов защиты прав и интересов работников образования и студентов, приведший к необходимости глубинной перестройки работы всего Профсоюза. Произошел настоящий рывок в повышении экономической и правовой компетентности профсоюзных кадров и актива.

Во многом успешную деятельность Профсоюза в этот период определяла сформированная в сфере образования многоуровневая система социального партнерства, реализуемая посредством заключаемых отраслевого, региональных и территориальных соглашений, коллективных договоров в образовательных учреждениях, обеспечивающих взаимодействие с органами власти всех уровней и непосредственно с работодателями, формирование и развитие отраслевой нормативной правовой базы, повышение роли представительных органов работников в этой работе.

Благодаря реальному функционированию системы социального партнерства удалось сохранить многие социальные гарантии для работников и обучающихся, в том числе утраченные на федеральном уровне (санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и студентов и многое другое).

Общению членов профсоюза способствует создаваемое и развивающееся «единое информационное пространство», основанное на интернет-портале Профсоюза www.ed-union.ru.

За прошедшие пять лет в Профсоюзе сложилась единая внутренняя коммуникационная сеть Профсоюза, обеспечивающая оперативность и качество передачи информации на основе электронного документооборота, что существенно повысило эффективность деятельности и взаимодействия всех структур Профсоюза.

Профсоюз обладает достаточным набором информационных ресурсов, которые позволяют оперативно и в полном объеме доводить позицию Профсоюза по всем актуальным вопросам до членов Профсоюза, всех профсоюзных организаций, а также до общества и органов государственной власти и местного самоуправления.

Съезд Профсоюза нацелил первичные и территориальные организации Профсоюза на то, что в предстоящий период предстоит осуществлять представительскую и защитную функции, не допуская снижения уровня социальных гарантий работников образования и обучающихся, решать новые, не менее сложные задачи, в условиях дальнейшей модернизации российского образования и искать ответы на новые вызовы времени, которые связаны с:

  • изменениями нормативно-правовой базы в сфере образования;
  • реализацией государственной политики в сфере профессионального образования, предполагающей серьезную реорганизацию и дифференциацию учреждений профессионального образования;
  • реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • введением новых систем оплаты труда до 2012 года во всех образовательных учреждениях;
  • определением и реализацией системных мер по дополнительной поддержке работников дошкольных образовательных учреждений;
  • повышением социального статуса педагогических работников;
  • привлечением в сферу образования молодых специалистов;
  • дальнейшим совершенствованием и повышением качества организационной, информационной, кадровой, финансовой и инновационно-проектной работы в Профсоюзе;
  • созданием оптимальных организационно-финансовых и учебно-методических условий для систематического и непрерывного повышения квалификации профсоюзных кадров и актива.

Отмечая юбилей Профсоюза, в контексте обозначившихся дальнейших широкомасштабных изменений в сфере образования и с учетом продолжения реформы бюджетного сектора экономики в предстоящий период Профсоюзу, его межрегиональным, региональным, местным (районным, городским) и первичным профсоюзным организациям предстоит решать задачи по повышению эффективности своей деятельности по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза в новых условиях.